Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
Медико – социально – педагогический патронаж. Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
Медико – социально – педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи и осуществляется он согласованной работой специалистов разного профиля.
Базовой основой МСП – патронажа являются медико – психолого – педагогичекие комиссии, консультации, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.
Система медико-социально-педагогического патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей.
Комплексный патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Система МСП – патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям:
помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур;
реализация специальных программ ля обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;
содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание инновационных форм обучения и социализации детей;
привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.
Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП - патронажа являются следующие:
- рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;
качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);
- нормализация внутрисемейных отношений;
- качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-е годы.
К началу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.
Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования:
1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.
2. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 человек).
3. Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов – дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
4. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста и утвержденными Министерством образования РФ.
5. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями – дефектологами.
6. Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, леченая физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и не выделяются структурно в сетке занятий.
7. Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение – с их родителей невзимается никакой платы (письмо Министерства просвещения СССР от 4.06.74 номер-58 М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического Ии психического развития». Указанное право по сей день регламентируется этим документом)
Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения.
Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанников массового дошкольного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреждения и переводе в специализированное или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том числе и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образование, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом.
Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общественного дошкольного образования. Так, в специальные дошкольные учреждения не принимали детей с комбинированными отклонениями в развитии.
Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети.
В то же время в учреждения для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России.
Не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального подхода.
Семьи, воспитывающие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицинскими мероприятиями.
Определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2- летнего возраста и дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практически не имели психолого- педагогического сопровождения.
Таким образом, созданная сеть специализированных дошкольных учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не попадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.
Принятые в 1992 году закон «Об образовании» и в 1995 году закон «О внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании»» ввели новую типологию образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое.
Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.
Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении от 1 июля 1995 года, номер 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными ля каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3-х лет).
Вид нарушения | До 3-х лет | После 3-х лет |
С тяжелыми нарушениями речи | До 6 чел | До 10 чел |
С фонетико-фонематическими наруш. речи | - | Только старше 3-х лет – до 12 чел |
глухих | До 6 чел | До 6 чел |
слабослышащих | До 6 чел | До 8 чел |
слепых | До 6 чел | До 6 чел |
Слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием | До 6 чел | До 10 чел |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | До 6 чел | До 8 чел |
С умственной отсталостью | До 6 чел | До 10 чел |
С ЗПР | До 6 чел | До 10 чел |
С глубокой умственной отсталостью |
| Только старше 3 лет – до 8 чел |
С туберкулезной интоксикацией | До 10 чел | До 15 чел |
Часто болеющих | До 10 чел | До 15 чел |
Со сложными дефектами | До 5 чел | До 5 чел |
С иными отклонениями | До 10 чел | До 15 чел |
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.
Задачами этих групп являются:
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям;
- консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю (инструктивное письмо Минобразования от 29.06.99, номер 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания ля детей с отклонениями в развитии»).
Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей.
В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады должны иметь специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми.
Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной, но и должен привыкнуть, и к новому коллективу детей, и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке.
Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «начальная школа – детский сад» может рассматриваться как наиболее благоприятная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как правило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому первокласснику практически с первых дней школьного обучения.
Еще один тип образовательных учреждений – это образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого – медико - социального сопровождения реабилитации. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого – медико – педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят уже с направлением. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
Школьная система специального образования. Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.
В течение 20 века складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами – интернатами и в которых, в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время существует 8 основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В нормативно – правовых и официальных документах эти школы имеют порядковые номера:
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида - школа – интернат для глухих детей. Эта школа ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ 3-х ступеней общего образования:
1-я ступень – начальное общее образование (в теч. 5-6 лет или 6-7 лет- в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень – основное общее образование (в теч. 5-6 лет);
3-я ступень – полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.
В первый класс дети принимаются с 7 лет. Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использование звукоусиливающей аппаратуры.
В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, слабовидящих и др.)
Количество детей в классе не более 6 человек, а в классе со сложной структурой дефекта до 5 человек.
- Специальное образовательное учреждение II вида - школа – интернат для слабослышащих и позднооглохших детей. В этой школе обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, на сохранившие самостоятельную речь).
В школе 2 отделения:
Первое отделение – для детей с легким недоразвитием речи (до 10 чел.);
Второе отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи (до 8 чел.).
Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое, то это делается с согласия родителей и по рекомендации МППК.
В первый класс дети принимаются с 7 лет, если они посещали детский сад, если нет, то во втором отделении - с 7 лет в подготовительный класс.
1 ступень – в 1 отделении 4-5 лет, во втором – 5-6 или 6-7 лет;
2 ступень – основное общее образование – 6 лет;
3 ступень – 2 года.
На различных видах деятельности используется широко музыка.
- Специальное образовательное учреждение III вида - школа - интернат для незрячих детей).
- Специальное образовательное учреждение IV вида – школа - интернат для слабовидящих детей.
Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.
В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В первый класс школы III вида принимают детей 6-7 лет, а иногда 8-9 лет. Наполняемость класса может быть до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет, за который ученики получают среднее общее образование.
В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. В эту школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,04). В первый класс принимаются дети 6-7 лет, до 12 человек. За 12 лет получают общее среднее образование.
- Cпециальное образовательное учреждение V вида – школа – интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид школы может иметь в своем составе одно или два отделения.
В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.
Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.
Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу. В 1 класс принимаются дети 7-9 лет, за 10-11 лет ребенок может получить основное общее образование.
- Cпециальное образовательное учреждение VI вида – школа – интернат для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич).
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 3-х ступеней общего образования:
1 ступень – начальное образование 4-5 лет;
2 ступень – основное общее образование 6 лет;
3 ступень – полное общее образование – 2 года.
В 1 класс принимаются дети с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Количество детей в классе – не более 10 человек.
Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом.
Cпециальная школа VII вида – школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития.
Образовательный процесс осуществляется по 2 ступеням.
1 ступень – 3-5 лет;
2 ступень – 5 лет.
Дети принимаются только в подготовительный, 1 и 2 класс, в 3-й – в виде исключения, количество детей не более 12 человек. Специальную, педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.
Специальное образовательное учреждение VIII вида – школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
Обучение в этой школе имеет качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.
Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена по состоянию здоровья.
Ребенок принимается в возрасте 7- 8 лет в первый или подготовительный класс. Подготовительный класс является – диагностическим, количество учеников в нем не более 6-8 человек, в остальных кассах не более 12 человек. Сроки обучения могут быть – 8,9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки.
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы с углубленной трудовой подготовкой. В такие классы переходят учащиеся, окончившие 8-9 класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в этом классе не должно превышать 5-6 человек.
Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
В соответствии с этими документами во всех специальных образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), может быть негосударственным.
Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Выпускники специальных образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы.
В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению ПМПК. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.
В специальной школе кроме воспитания и образования дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой. Процесс социальной адаптации, социальной интеграции осуществляет социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы.
- Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология как самостоятельные отрасли науки и практики
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
- Возрастная обусловленность дизонтогенеза
- Уровни нервно-психического реагирования детей:
- Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема3. Основы дидактики специальной педагогики
- Принципы специального образования
- Методы обучения
- Формы организации специального обучения
- Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 4. Инклюзивное образование
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Другие варианты обучения детей-инвалидов в России
- Вопросы и задания по теме
- Тема 5. Модели психологической помощи
- Принципы
- Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 7. Адаптивное физическое воспитание в специальном образовании.
- Паспорт Здоровья и физического развития учащегося
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
- Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
- Вопросы и задания по теме
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Психология и образование детей с задержкой психического развития
- Вопросы по теме:
- Литература
- Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
- Степени умственной отсталости
- Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
- Вопросы по теме
- Литература:
- Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
- Особенности личности детей с нарушениями слуха
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
- Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
- Образование детей с нарушением зрения
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36.
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.