logo
posobie_po_spetsps

Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Она должна осуществляться в 2-х основных направлениях:

  1. во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии;

  2. во-вторых, поддержка самих детей и подростков.

Психологическую поддержку родителей нужно рассматривать как систему мер,

направленных на:

- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

- укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

- формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

- установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и социального работника, инструктора по физической культуре и др. Однако основная роль принадлежит психологу. Он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка.

Основные мероприятия, оказывающие поддерживающее влияние:

  1. убеждение во вступлении родителей детей-инвалидов в клубы, ассоциации и другие родительские организации. Практический опыт показывает высокую эффективность таких родительских сообществ. Общение родителей детей-инвалидов друг с другом предполагает взаимную поддержку, обмен информацией, организацию совместного досуга. Эффективность поддержки определяется активным включением родителей, особенно отцов, в процесс реабилитации ребенка.

В 1989 году в Санкт-Петербурге был создан клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами. Родители организовывали праздники, экскурсии, совместные прогулки. Психолог участвовал в разработке мероприятий досуга детей, давал рекомендации при возникновении проблемных ситуаций, проводил тренинги, дискуссии. В настоящее время в Санкт-Петербурге действует 56 родительских ассоциаций детей-инвалидов. Активно включаются в процесс реабилитации отцы, благодаря чему улучшается психологический климат в семье.

  1. Основными психотехническими приемами психологической поддержки являются родительские семинары.

Основная задача семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения возникших конфликтов.

В работе семинаров используются лекции, групповые дискуссии. Частота и длительность семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Лучше 1 раз в месяц. Желательно, чтобы дети в этот период находились под присмотром педагогов или социальных работников. Эффективность психологической поддержки родителей оценивается по субъективным отчетам родителей и по эмоциональному состоянию.