Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого – медико – педагогических консультациях.
Умственно – отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого.
Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает такая форма общения как жестовая, свойственная для младенческого возраста.
Не развивается своевременно и речь. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, в результате у умственно отсталых детей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Это процессы рефлекторные, в норме они появляются в самые первые месяцы жизни ребенка, протекают в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связаны непосредственно с состоянием центральной нервной системы. Первые слова появляются у них после 3-х лет, фразы – к концу дошкольного возраста, ограниченно понимают обращенную к ним речь.
Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является 5-й год. Дети уже могут делать выбор по образцу (цвету, форме, величине); у отдельных детей имеется продвижение в развитии целостного восприятия. Однако все это проявляется скорее как тенденция развития.
К концу дошкольного возраста лишь немногим больше половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста у нормально развивающихся детей.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, без специального обучения ведущей деятельностью у умственно отсталых детей является предметная, интерес к игрушкам – кратковременный, так как побуждается лишь их внешним видом. В игре отсутствует замысел, нет элементов сюжета, дети не используют предметы – заместители.
Продуктивная деятельность вне специального обучения практически не возникает, не возникает предметный рисунок, конструктивные умения. Особенно показательным является тот факт, что дети, даже умеющие рисовать не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.
Формирование навыков самообслуживания требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей. Поэтому в семье, как правило, идут по линии наименьшего сопротивления – родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка.
Движение у детей, связанные с самообслуживанием – неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность движений обеих рук, нет понимания последовательности и логики всех действий. Например, при умывании дети берут сухое мыло и, не намочив его, кладут на место, а затем открывают кран.
К началу дошкольного возраста (3 года) у нормативных детей начинает развиваться собственное «Я», у умственно отсталых первые проявления самосознания можно наблюдать после 4 лет, но они, как правило, находят свое выражение в негативных реакциях на замечания, неудачу. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт личности – к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, агрессивности или, наоборот, заискиванию перед взрослым или более сильным. Появляются угодливость, негативизм, озлобленность.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно – педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно – профилактические мероприятия – открыты бассейны и фитобары.
В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим - это, прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.
Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в 3-х направлениях:
формирование физической готовности;
формирование элементарных познавательных интересов и накопление знаний и умений;
формирование нравственно – волевой готовности.
Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.
Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится по специальным программам.
Основными задачами школ VIII вида являются:
максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы умственно отсталых школьников;
подготовка их к участию в производительном труде
социальная адаптация в условиях современного общества
В школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, социально – бытовая ориентировка).
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Важное место придается трудовому обучению. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Большинство выпускников спецшкол достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами.
Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана.
Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.
На современном этапе развития общества активно идет обсуждение проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в массовые общеобразовательные учреждения.
Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка должно быть готово, разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями – дефектологами.
Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.
Умственно отсталый ребенок в группе или классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Но воспитатель или учитель не должны этого подчеркивать перед остальными детьми.
- Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми.
- Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь.
- Ребенок должен посильно участвовать в работе класса, не задерживая темп ведения урока.
- Новый учебный материал нужно делить на маленькие информационные куски и представлять для усвоения в наглядно – практических условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
- Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология как самостоятельные отрасли науки и практики
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
- Возрастная обусловленность дизонтогенеза
- Уровни нервно-психического реагирования детей:
- Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема3. Основы дидактики специальной педагогики
- Принципы специального образования
- Методы обучения
- Формы организации специального обучения
- Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 4. Инклюзивное образование
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Другие варианты обучения детей-инвалидов в России
- Вопросы и задания по теме
- Тема 5. Модели психологической помощи
- Принципы
- Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 7. Адаптивное физическое воспитание в специальном образовании.
- Паспорт Здоровья и физического развития учащегося
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
- Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
- Вопросы и задания по теме
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Психология и образование детей с задержкой психического развития
- Вопросы по теме:
- Литература
- Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
- Степени умственной отсталости
- Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
- Вопросы по теме
- Литература:
- Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
- Особенности личности детей с нарушениями слуха
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
- Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
- Образование детей с нарушением зрения
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36.
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.