Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
Правильное определение понятия «умственная отсталость» имеет как теоретическое, так и практическое значение. Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования.
Ошибочное толкование понятия неправильно ориентирует ход научных поисков в патопсихологии, способствует неравномерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а во вспомогательных школах (школах VIII вида).
От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет расплывчатым или ошибочным, трудно будет правильно решить какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых, а значит, будет трудно решить в какую школу направить: массовую, вспомогательную, для тугоухих или еще какую.
Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети. Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется в школу VIII вида, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму, как ребенку, так и его родителям.
Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится государству намного дороже.
Правильный отбор способствует тому, что дети с отклонениями и дефектами психического развития после окончания вспомогательной школы становятся в ряды трудящихся, могут жить нормальной жизнью среди окружающих.
Оставление умственно отсталого ребенка в массовой школе (это происходит по настоянию родителей) приводит к формированию отрицательной направленности личности.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).
Поэтому главная особенность детей, для которых нужны школы VIII вида, является нарушение их познавательной деятельности.
При определении понятия «умственная отсталость» речь идет не о кратковременной задержке темпа психического развития, а о довольно длительном нарушении.
Следует обратить внимание на то, что понятие «умственно отсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Кроме олигофренов, в категорию умственно отсталых могут быть включены дети с шизофренией, эпилепсией, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалиты, черепно-мозговые травмы.
Обратимся к некоторым фактам истории этого направления в специальной психологии. Ошибочное толкование умственной отсталости было распространено в дефектологии с конца 19 века до 1936 года.
Педологию считали лженаукой о детях, которая основывалась на теории, согласно которой психические функции: память, внимание, интеллект, свойства личности, рассматривались как врожденные, обусловленные наследственностью. В соответствии с этой ложной теорией педологи считали, что умственные способности ребенка – величина более или менее постоянная, мало зависящие от обучения и воспитания.
Исходя из такого понимания умственных способностей ребенка, педологи считали, что эти способности нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным школам, в зависимости от полученных результатов.
Педологи видели сущность отсталости в малом количестве ума, якобы наследуемом детьми от родителей. Они рассуждали примерно так: если оба родителя отличались низким ростом или черными кудрявыми волосами, то и ребенок будет низкорослым и кудрявым.
Следовательно, рассуждая методом аналогии, если оба родителя малокультурны, интеллектуально малоразвиты, то и ребенок будет умственно отсталым.
Низкий или высокий интеллектуальный уровень не наследуется, а формируется в процессе индивидуального развития.
Идея передачи по наследству психических признаков особенно упорно держится в житейских представлениях. Даже некоторые олигофренопедагоги, основываясь на своих практических, жизненных наблюдениях, обнаруживают иногда «в глубине души» согласие с этой идеей. При этом они ссылаются на то, что родители учащихся вспомогательных школ сами часто оказываются малоразвитыми.
Врожденное слабоумие необходимо отличать от приобретенного слабоумия (деменции) с признаками распада психической деятельности.
Знаменитый врач Д. Эскироль писал, что человек с врожденным слабоумием подобен бедняку, который никогда не имел ни гроша за душой, а больной с деменцией – это разорившийся богач.
А.В. Гризингер образно сравнивал врожденное и приобретенное слабоумие, как постройку незаконченную и постройку, обрушившуюся после окончания строительства.
Выделяют ряд причин, способствующих возникновению умственной отсталости.
К вредностям, вызывающим наследственно психическое недоразвитие относятся воздействия, повреждающие половые клетки еще до их оплодотворения – лучи рентгена, радиоактивные излучения и другие факторы, приводящие к мутациям, патология эмбриогенеза. Примером патологии эмбриогенеза является болезнь Дауна. Наличие этого вида олигофрении легко устанавливается по очень характерному внешнему облику ребенка (своеобразные черты лица и плохая моторика).
Наследственно обусловленные формы составляют 20 - 25% случаев тяжелой умственной отсталости. А в целом доля наследственно обусловленных форм среди всех случаев олигофрении составляет от 70 до 90%.
Стойкая недостаточность психической деятельности наблюдается при врожденных аномалиях развития мозга, то есть когда мозг повреждается до рождения ребенка: неполноценное питание матери, инфекционные болезни матери (сифилис, краснуха, свинка, ветряная оспа), расстройства плацентарного кровообращения, тяжелый токсикоз при беременности, повышенное артериальное давление во время беременности, а также серьезные соматические заболевания матери – сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет, тяжелое физическое истощение, воздействие токсических веществ – свинец, профессиональные отравления, курение, алкоголизм, лекарственные препараты, которые женщина принимает во время беременности.
- Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология как самостоятельные отрасли науки и практики
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
- Возрастная обусловленность дизонтогенеза
- Уровни нервно-психического реагирования детей:
- Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема3. Основы дидактики специальной педагогики
- Принципы специального образования
- Методы обучения
- Формы организации специального обучения
- Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 4. Инклюзивное образование
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Другие варианты обучения детей-инвалидов в России
- Вопросы и задания по теме
- Тема 5. Модели психологической помощи
- Принципы
- Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 7. Адаптивное физическое воспитание в специальном образовании.
- Паспорт Здоровья и физического развития учащегося
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
- Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
- Вопросы и задания по теме
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Психология и образование детей с задержкой психического развития
- Вопросы по теме:
- Литература
- Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
- Степени умственной отсталости
- Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
- Вопросы по теме
- Литература:
- Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
- Особенности личности детей с нарушениями слуха
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
- Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
- Образование детей с нарушением зрения
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36.
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.