logo
posobie_po_spetsps

Принципы

1.Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии.

В процессе психологической помощи учитывается не какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление // низкий уровень интеллекта//, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил 3 основных направления этого принципа: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

2. Второй принцип – это каузальный принцип.

Психологическая помощь должна быть больше сконцентрирована на действительных источниках, порождающих отклонения. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии больного ребенка.

3. Третий принцип – это принцип комплексности.

Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий.

4. Принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

В специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии ребенка.

Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции:

- При синдроме раннего детского аутизма, шизофрении психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности.

- При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, восстановление у ребенка коммуникативных навыков.

- У детей с ЗПР, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, контроля, развитие личностных качеств.

К методам практической коррекции относят: игротерапию, арттерапию музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию, психогимнастику и т.д.