logo
posobie_po_spetsps

Методы обучения

Метод обучения – способ организации познавательной деятельности учащихся. Так как у детей с ограниченными возможностями отмечаются отклонения в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система), преобладание наглядных видов мышления и затруднения в формировании словесно-логического мышления, то на начальных этапах обучения применяются практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности.

Поскольку при любых отклонениях в развитии у детей нарушено развитие речи, то словесные методы к этим методам являются дополнением. Одно из значимых мест они будут занимать в средних и старших классах.

Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике массового школьного обучения имеет беседа.

Действительно, беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. В тоже время ученые-дефектологи указывают на целый ряд негативных сторон этого метода при использовании его в системе специального образования - учитель является центральной и единственно активной фигурой на уроке, ответы обучающихся нередко бывают формальными, заранее выученными. Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы. Им требуется значительное время, чтобы научиться словесно формулировать свои высказывания, рассуждать во время беседы, задавать вопросы учителю, высказывать свое мнение.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Несмотря на то, что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие.

Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

В специальном образовании для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта используют сложное сочетание нескольких методов.