logo
Исследование адаптивного повед

3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста

Нами были разработаны и использованы анкеты, направленные на изучение особенностей взаимоотношений педагогов и детей и причин их нарушений. При разработке анкет мы исходили из того, что параметрами, характеризующими отношение детей к воспитателям и воспитателей к детям, являются их эмоциональные состояния.

Анкета для детей включает в себя как закрытые, так и открытые вопросы. Личные отношения детей к педагогам, по нашему мнению, в большей степени проявлялись в ответах детей: «нравится воспитательница». Страх перед воспитателем и наказания со стороны воспитателя, большое количество запретов, требований и ограничений, недостаток похвалы со стороны воспитателя отражают проблемы в личных взаимоотношениях детей и педагогов. Желание ребенка, чтобы работал тот или иной воспитатель, и желание рассказать о своих проблемах воспитателю также отражают личное отношение дошкольника (номера вопросов анкеты: 8, 9, 22, с 10 по 18). Деловые отношения детей и педагогов оценивались по ответам: «интересно на занятиях», «нравится на занятиях» и по предпочтению ребенком занятий с воспитателем и самого воспитателя (номера вопросов анкеты: 19, 23, 24, 25). Оценочные отношения отражались в ответах детей: «добрая», «кричит», «ругается», «она злится на нас в тихий час» и т. п.