Глава 4
Психологическая коррекция
нарушенных отношений ребенка
4.1. Факторы, влияющие на динамику
психокоррекционной группы
Психокоррекционная группа проходит определенные стадии. Это определяет динамику группы, которая обусловлена рядом факторов.
Был проведен анализ работы одной из лечебных групп. Исследование проводилось методом невключенного наблюдения. В качестве объекта была выбрана группа больных неврозом. Данный выбор объекта исследования мотивирован тем, что больные неврозом представляют собой наиболее выраженную форму социально дезадаптированных личностей, чье поведение неадекватно ситуации и в то же время дезадаптация и неадекватность обратимы. Очевидно, что группа вместо субъектов с неврозами может состоять из акцентуантов различных форм или людей, переживающих хронический или острый стресс (в частности, после критических и чрезмерных спортивных нагрузок), т. е. наблюдаемые и изложенные ниже явления могут быть в любой группе с менее выраженными вариантами отклонений от нормы различной длительности течения.
Наблюдаемая группа работала в течение месяца ежедневно по 1,5 часа. Группа включала 8 человек: 4 человека с истерическим неврозом, 3 — с неврастенией, 1 — с обсессивным неврозом. Группу вели два ведущих — мужчина и женщина с демократическим и авторитарным стилями руководства. Наблюдение за группой вели 3 человека. Каждое занятие разбиралось ведущими и наблюдателями совместно.
В ходе занятий у членов группы выявились следующие типы темперамента: истерический невроз — 3 холерика и 1 сангвиник; неврастения — 2 сангвиника и 1 флегматик, обсессивный невроз — сангвиник. Средний возраст — 27 лет. Известно, что при формировании группы нежелательно включение в состав более двух лиц с истерическим радикалом. В данной группе было 4 человека с истерической формой невроза, в результате динамика группы имела свои особенности. Исследованиями установлено, что группы, в составе которых находятся пары с одинаковыми акцентуациями, более динамичны. В таких группах прохождение второй фазы осуществляется значительно быстрее, чем в группах, где парных акцентуаций нет. При наличии в группе 4 человек с истерическими акцентуациями групповой процесс развивался еще динамичнее.
Больные с истерической формой сразу образовали подгруппу, постоянно отвлекающую внимание ведущих на себя. Если этого не удавалось, они демонстративно покидали группу. В результате ведущие вынуждены были работать сначала с проблемами истериков, используя группу как фон. И именно такая тактика в данном случае оказалась наиболее оптимальной. При включении в группу нескольких истериков может произойти попытка манипуляции психологом. При ведении группы двумя психологами эти попытки манипулирования заключались еще и в предпочтении одного ведущего и отвержении другого. Это привело к интересному явлению, проявившемуся у ведущих: у них началась конфронтация между собой, которая выразилась в борьбе за лидерство. Борьба за лидерство ведущих проходила параллельно борьбе за лидерство в самой группе, что в некоторых моментах работы приводило к неуловимой рассогласованности действий ведущих. Этот момент при обсуждении работы группы был выявлен, и после решения проблемы лидерства между руководителями и проблемы лидерства в самой группе она смогла перейти в следующую фазу работы.
С подгруппой истериков чаще работал психолог с авторитарной ориентацией, и в эти моменты группа работала по типу группового фона. При работе с другими членами группы чаще включался психолог, ориентированный на демократический стиль, и группа работала по типу психотерапии. Поэтому ведение группы двумя ведущими с разной ориентацией на стиль руководства оказалось в группе с увеличенным числом истерических форм эффективным.
При самонаблюдении за своим нервно-психическим состоянием оба ведущих к концу работы группы отметили рецидивы нейродермита. Не имея возможности выхода путем прямого эмоционального отреагирования, нервное напряжение канализировалось в психосоматическом направлении.
Существует ряд исследований динамики эмоционального состояния и уровня невротичности у членов групп. Динамика нервно-психического состояния психолога (психотерапевта) во время ведения тренинга, а также влияние этого состояния на динамику группы практически не исследованы.
Подводя итоги, можно отметить:
1. Своеобразный характер функционирования группы с большим количеством (4 человека) истерических радикалов.
2. На динамику группы кроме соотношения форм невроза (акцентуаций) влияет соотношение темпераментов.
3. Группы подобного состава эффективнее вести двум ведущим с разными ориентациями на стиль руководства.
4. Ведущие также в процессе работы группы образуют подгруппу, в которой происходит своя динамика, и данная группа после конфронтации вливается в общую группу.
5. Нервно-психическое состояние ведущих претерпевает изменение за время работы в группе (в частности, в виде психосоматических обострений).
- Исследование валидности некоторых проективных методик
- 3.2. Методика изучения самооценки
- 3.3. Изучение отношений и предпочтений в группе детей и подростков. Метод социометрии
- 3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста
- Анкета для детей
- Анкета для педагогов
- Глава 4
- 4.2. Семейный клуб как балинтовская группа
- 4.3. Особенности применения некоторых методов психотренинга
- 4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста
- Программа тренинга уверенности в себе для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятия 6–8
- Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»
- Занятия 4–5
- Занятия 6–8
- Занятия 9–10
- Программа тренинга общения для подростков
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 15
- Примечания:
- 4.5. Использование игр для коррекции взаимоотношений со сверстниками детей разного возраста
- 4.6. Особенности проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении
- 4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга
- 4.8. Влияние психологической коррекции на взаимоотношения педагогов и детей
- 4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения