logo
Исследование адаптивного повед

4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга

Эффективность групповой психотерапии и психокоррекции состоит в восстановлении нарушенных отношений человека с социальным окружением. Под воздействием коррекционных групповых процессов поведение каждого участника в социуме становится более адекватным, вырабатывается психологическая устойчивость к ранее дестабилизирующим воздействиям социальной среды (Б. Д. Карвасарский, 1990; Г. Л. Исурина, 1990).

В парадигме безопасности результатом является восстановление безопасного для своего здоровья существования.

Данное сообщение является результатом наблюдения тренинговых и психокоррекционных групп, имеющих в своем составе участника с неспецифической для остальных проблемой, опытом, личностными особенностями. Как правило, психотерапевтические и психокоррекционные группы гомогенны по нозологии или проблемам участников.

Наблюдались взаимоотношения в группах детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в общении со сверстниками, неуверенность, страхи. В групповые упражнения и игры включали аутичного мальчика. В подобную группу к некоторым игровым темам подключали девочку со средней степенью дебильности. В студенческие группы, проходившие коммуникативный тренинг, в одном случае включали участницу с истерическим радикалом, в другом случае — участника с тенденцией к асоциальному поведению.

Включение в группу сверстников проблемного участника дает возможность остальным приобрести новый опыт общения в сложных субъект- субъектных связях под контролем психолога. Такой опыт способствует повышению психологической устойчивости и толерантности обучающихся в тренинге при попадании в эксвизитные ситуации социального характера. Для проблемного участника это также является позитивным опытом здоровых взаимоотношений.

Такой вариант групповой работы могут использовать в своей практике психологи, социальные работники, социальные педагоги, имеющие подготовку по проведению тренинговых и психокоррекционных групп.