logo
Исследование адаптивного повед

4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста

Существенным позитивным моментом в групповых формах работы с детьми является возможность приобретения умений и навыков в общении со сверстниками, коррекция неэффективных и дезадаптивных форм поведения обязательно в условиях благоприятного эмоционального климата.

В основу разработки программ тренингов положен принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя.

Каждая встреча логически вытекает из предыдущей, в содержательном плане — это основа для следующей, обеспеченная определенным набором психотехнических процедур.

Группы формируются после предварительной диагностики, выявляющей индивидуальные особенности ребенка и степень нарушения его системы отношений. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы ведущий группу психолог мог осуществлять более дифференцированный подход к каждому из участников.

Группы формируются с учетом традиционных рекомендаций по составу и количеству. Не рекомендуется формировать группу, члены которой имеют одинаковые проблемы, включать в состав больше одного ребенка с гиперактивным синдромом, нескольких детей с истерическим неврозом или демонстративной акцентуацией. Эффективным считается включение в группу пар детей, имеющих сходные проблемы.

Работа группы проходит по определенным правилам, которые являются одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность обучающего и психокоррекционного воздействия. Эти правила принимаются в группе по инициативе ведущего с учетом возрастных особенностей детей. Укажем основные: активность, искренность, доброжелательность, ответственность каждого за происходящее в группе.

Активность ведущего в поддерживании правил — наибольшая в дошкольных группах; количество правил у дошкольников наименьшее, сами правила доступны для понимания и выполнения.

В качестве основных задач тренинга общения, проводимого с детьми, назовем перестройку сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, воссоздание полноценных контактов ребенка с социальным окружением.