logo
Билеты к гос

Понятия о методах исследования.

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно- педагогических проблем.

По источникам накопления информации методы исследования можно подразделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. К методам изучения процесса в естественных условиях относят наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, анализ продуктов деятельности, анализ опыта работы учителей и др. К методам изучения процесса в специально измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки выводов исследования в массовой школе.

По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования (статистической или нестатистической). Чаще всего эти методы применяются по взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.

Методы исследования выбираются в соответствии с его методологическим обоснованием. Важное значение в обосновании концепций научных исследований имеют деятельностный, личностный, системный подходы. Деятельностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корригирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатываемая система мер приобретает полный, завершенный характер: от цели деятельности до его конечного результата.

Поскольку в педагогических явлениях обязательно взаимодействуют личности, то для исследований весьма важен и личностный подход.

Идея личностного подхода реализуется через такой педагогический процесс, который обеспечивает всестороннее развитие личности и учитывает, что внешние педагогические влияния всегда действуют лишь опосредованно, через внутренние условия личности, опираясь на ее собственную активность.

Для методологии педагогических исследований чрезвычайно важное значение имеет интенсивно развивающийся системно-структурный подход.

Под системой понимают определенную общность элементов, функционирующую по внутренне ей присущим законам существования.