logo
Билеты к гос

Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)

Что?

Вчера

Сегодня

1. Постановка целей и задач

Триединство: обучение, воспитание, развитие ученика

Три группы целей и задач: 1. Ученик. 2. Учитель. 3.Процесс обучения

2.Формулировка темы и мотивация учащихся на ее освоение

Отсутствия стремления раскрыть личностный смысл знаний для большинства учеников

Любому материалу можно придать личностный смысл, нужно искать его в диалоге. Кроме темы урока, может быть и имя урока (образ, афоризм)

3.Определение межпредметных связей

Игнорируются

Опора на межпредметные связи с целью формирования целостного мировоззрения

4.Связь теории и практики

Оторванность теоретических знаний от их использования. Осознанное или неосознанное формирование человека только знающего

Недопущение формального усвоения, обеспечение практической направленности

5.Применение знаний в измененных обстоятельствах

Нет таких упражнений

Включение упражнений творческого характера: аналогичная ситуация, частично новая, полностью незнакомая

6.Выбор средств, методов и технологий обучения

Стремление к разнообразию ради самого разнообразия. Незнание технологий развивающего обучения

Обоснованный выбор ( с учетом психологического портрета класса!) оптимального сочетания и соотношения средств, методов обучения. Владение технологиями развивающего обучения учащихся разных возрастов Корректное, целесообразное включение компьютеров в технологические цепочки.

7.Выбор форм обучения

Увлечение фронтальными формами

Обоснованное сочетание: инд., групповое, коллективное обучение

8.Дифференциация обучения

Односторонняя, преимущественно по объему и степени сложности материала

На основе диагностики учебных возможностей обучаемых. С акцентом на применении мер дифференцированной помощи ученикам с разным уровнем подготовки по предметам и отношением к учению, без существенного снижения сложности учебного материала.

9.Отношение к ученику

Преимущественно как к объекту педагогического воздействия

Признание ценности субъектной позиции ученика в обучении, адекватной возрасту и обученности.

10. Обратная связь на учебный результат

Преимущественно вербальная и оценочная

Баланс разных видов обратной связи

11.Пространственная организация урока

Закономерности невербальной драматургии урока игнорируются

Учитываются: продумывается мизансценирование урока

12.Спонтанность на уроке

Исключается: только по плану

Допускается: текущая ситуация урока, творческое вдохновение учителя могут определять неожиданные и оправданные отступления от плана

В уроке выделяются две подструктуры дидактическая и коммуникативная: