logo
Билеты к гос

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

  1. Психологические основы

- т-я Скинера – желаемый результат нужно подкреплять.

- т-я Бандуры – обучение самоэффективности, помощь в обретении самоэффективности.

- т-я Фрейда – продуктивная сублимация либидозной энергии в социально полезном поведении.

- т-я Мясищева – воспитывать нравственные отношения, потому что нравственные отношения – нравственный поступок.

Примеры методов: упражнения в желаемом поведении, приучение педагогическое требование коллективная творческая деятельность.

Общие требования: те же плюс грамотное поведение итогов деятельности, уважительное отношение к авторству, персональная обратная связь всех участников общего дела.

  1. Методы стимулирования и коррекции поведения (воздействие на чувства)

- т-я Скиннера – положительное подкрепление желаемого можно скорее добиться ,чем наказанием за нежелаемого.

- т-я Алдера – развивать желание быть принятым социумом (быть среди людей, нравиться им), социально примерное поведение.

- т-я Роджера – безценочная «я и ты» сообщение в адрес личности (чтобы не было зависимости от социальных оценок).

Примеры методов: поощрение, наказание, соревнование (соревнование является фактором риска: развитие нездорового соперничества, эгоцентризма, высокомерия).

Результат: мотивация на нравственное поведение (нравственное поведение – индивидуальный характер).

Общие требования: те же, плюс учет социо, учет контекста и создание ситуации успеха.

Вывод: Выбор метода воспитания определяется:

- Возрастом, индивидуальностью, уровнем воспитанности отдельного ученика.

- Социальными ситуациями.

- Воспитательными делами и задачами.

- Конкретностью воспитателя.

Б – 24 Методы стимулирования (поощрение, наказание)

Поощрение – это положительная педагогическая оценка воспитателем поступков, поведения воспитанника.

Психологический смысл – переживание положительных эмоций связанных с положительным поступком.

Правила применения этого метода

За что нельзя поощрять:

- за природные качества

- доставшееся не своим трудом

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ:

Нужно хвалить:

  1. страдающего комплексом неполноценности

  2. одаренных детей (не всегда)

  3. подростков находящихся в депрессии

Чем можно заменить похвалу:

Наказание- это отрицательная педагогическая оценка проступка воспитанника.

Психологический смысл – переживание отрицательных эмоций связанных с проступком.

Отличие: поощрение стимулирует на положительный повтор, а наказание не стимулирует на положительный результат.

Остановить не значит побудить к положительному результату.

Правила применения этого метода

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ:

Нельзя наказывать:

  1. Будучи в гневе

  2. За то мотивы чего неизвестны

  3. За то, что воспитанник старался, но у него не получилось

  4. За поведение обусловленное психической неадекватностью

  5. Когда нельзя наказывать:

- перед едой

- сразу после еды

- перед сном

- сразу после сна

- после физической или психологической травмы

  1. За проявление симптома

  2. Наказывать авансом

Формы и виды наказания:

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:

Наказание лишением возможности удовлетворить базовые потребности (сон, еда, движение, общение), непоследовательность воспитателя.

Б – 25 Оценка и отметка: Современные требования

Проверка и контроль знаний органическая часть учебного процесса потому что это часть процесса целенаправленный, а цель – образ будущего результата и учителю нужно все время сравнивать достигнутый результат с поставленной целью.

Проверка должна быть комплексной, систематичной, разносторонней, разнообразной по формам индивидуальной по подходу. Прим: учет темпа речи, модальности восприятия (считывает информацию каким-то органом), врабатываемости, подача индивидуализированной обработкой связи. Проверка завершается оценкой.

Оценка – процесс и результат оценивания, т.е. выражение учителем своего отношения к работе ученика.

Формы оценки

  1. Отметка – балльное выражение оценки.

  2. Оценочное суждение – это словесное суждение о достоинствах и недостатках работы может быть письменное или устное.

  3. Выражение эмоционального отношения учителя к результату (краткие возгласы, междометия, жесты и т.п.).

Издавна наиболее принимается, является отметка, потому что это самый простой способ подачи обратной связи и ученику и его родителям и администрации школы.

Функции отметки

  1. Информационная: родители, администрация.

  2. Диагностическая: ученики, родители, учителя.

  3. Мотивационная: ученики, родители.

Учитель выставляющий отметку выступает в роли вершителя судеб: отметка внешний стимулирующий «крут и пряник» процесс обучения. До сих пор существуют аргументы «за и против» отметки.

Все признают двойственное влияние отметки и потому задача учителей уменьшить вред. «Как?»: Выполнять основные требования т.е. знать критерии оценивания баллами, опираться на Гост.стандарты, на существенные нормативные документы.

В идеале:

  1. Отметкой оцениваются только те виды работ, по которым существуют выработанные критерии и эталоны.

  2. Оцениваются отметкой только объективные качества работы: сравнивается работа и эталон (на данный момент обучения). Фиксируются расхождения и выставляется отметка.

На предметах искусства ограниченное применение отметки. Работа ученика в худ. школе имеет две стороны: техническая и творческая.

Техническая сторона – это следование неким правилам, законам (выполнение требований какой-то техники), это подлежит баллам, а творческая не оценивается баллами.

Творческая сторона обсуждается в диалоге, коллективе, группе.

Цели :

  1. Создать у автора ощущение пребывания в центре внимания

  2. Дать возможность автору рассказать о ходе творческого процесса: о замысле, о выборе способа воплощения, о трудностях, сомнениях, о чувстве и т.д.

  3. Если коллективное обсуждение – поддержка, то педагог – художник зрителям предлагает формулы подачи обратной связи. И эта формула которая не содержит ни капли негатива. Прим: «Если я смотрю на картину, то чувствую….»

  4. Если обратная связь при коллективном обсуждении предлагается критика, то должна соблюдаться неприкосновенность личности и должна звучать конструктивная критика, в виде корректных оценочных суждений.

Значение: Внешнее оценочное суждение интериоризируются и переходят извне внутрь, становbтся саморецензией.

Главное условие интериоризации – бесконфликтность общения учитель – ученик.

Важно педагогу- художнику «сопроводить» ученика по его индивидуальному пути его творческого развития, а не поставить его на свой путь.

Б – 3 Принципы закономерности процесса обучения

Основные положения определяющие содержание организационные формы и методы учебного процесса.

Правила обучения – конкретизируют принцип обучения.

  1. П-п Наглядности (картины, схемы, таблицы, чертежи), сочетание наглядности и слова. Занков, программа «Дидактика и жизнь» 60-70-е годы. Предметная наглядность.

  2. П-п Сознательности и объективности (осознан учащимися, осмыслен, понятен). Ученик должен осознавать и должен стремится к активной работе над собой.

  3. П-п Систематичности и последовательности. Усваивают в системе учебные программы, последовательное изучение межпредметные связи из одного предмета переносим в другой предмет. Широта мировознания и глубина.

  4. П-п Прочности – основные законы закономерности. Работа с материалом. Установка на запоминание, выделением громким голосом.

  5. П-п Научности – материал научного плана. Умение и навыки научной работы. Умение написать реферат, умение поставить эксперимент, умение анализировать текст.

  6. П-п Доступности – материал должен быть доступен в соответствии с возрастом и психологическим индивидуальным особенностям личности.

  7. П-п Связь теории с практикой. Практика ориентированность.

Вывод: Все принципы взаимосвязаны на каждом уроке.

Цели, задачи и закономерности обучения

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества.  Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

Для эффективного обучения необходимо знать и использовать те важнейшие закономерности, на основе которых оно должно производиться. Закономерности процесса обучения условно можно разделить на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения охватывают всю дидактическую систему и относятся к глобальным процессам обучения в педагогике.  Существует несколько основных закономерностей обучения:

1) закономерность, обуславливающая цель обучения, как результат потребностей современного общества, связанного с уровнем его развития, научных и культурных достижений;

2) содержание обучения подчиняется закономерности связывающей его с научно-техническим прогрессом и социальным статусом общества, а так же охватывающей возрастные и психофизические особенности учеников, материальный аспект;

3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;

4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;

5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;

6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.

Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.

Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их.

Принципы обучения

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы – свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения.

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого

2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.

6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся

7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д.

Б – 4 Урок - осн. форма организации обучения в школе

Ф. обучения -внешн.сторона организации учебного процесса, определяющая, когда, где, кто и как обучается (индивид., групповые, фронтальные).

Ф. организации обуч-я -конструкция отдельного звена процесса обуч-я, опред. вид занятий

(напр.-урок, лекция, экз., зачёт и т.д.)

Урок - основная форма учебного процесса в школе.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок уч. процесса. (сущ-ть оч.много определений урока)

Организационно У. характеризуется:

-определённостью отводимого на него времени, -постоянством состава учащихся,

-проведением по установленному расписанию,

-преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения.

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ и недостатков:

+отличается более строгой организационной структурой;

+экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

+создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

-слабая связь теории с практикой и жизненым опытом учащихся;

-преобладание репродуктивных методов обуч-я над творческой и сам.деятельностью обуч-я

Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. Выделяются шесть типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) цель - ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;

б) цель - осмысление и усвоение учебного материала;

в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

2. Уроки закрепления знаний:

а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

б) уроки текущего повторения.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного.

4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5. Уроки проверки знаний:

а) уроки устной проверки;

б) уроки письменной проверки;

в) уроки с проверочными заданиями практического характера;

г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.

6. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.

Традиционно урок состоит из следующих компонентов (структура урока):

-организационный момент;

- постановка цели урока;

- сообщение нового материала;

-самостоятельная работа учащихся;

-подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания;

-организационное окончание;

Структура урока может изменяться в зависимости от типа его проведения