Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Психологические основы
- т-я Скинера – желаемый результат нужно подкреплять.
- т-я Бандуры – обучение самоэффективности, помощь в обретении самоэффективности.
- т-я Фрейда – продуктивная сублимация либидозной энергии в социально полезном поведении.
- т-я Мясищева – воспитывать нравственные отношения, потому что нравственные отношения – нравственный поступок.
Примеры методов: упражнения в желаемом поведении, приучение педагогическое требование коллективная творческая деятельность.
Общие требования: те же плюс грамотное поведение итогов деятельности, уважительное отношение к авторству, персональная обратная связь всех участников общего дела.
Методы стимулирования и коррекции поведения (воздействие на чувства)
- т-я Скиннера – положительное подкрепление желаемого можно скорее добиться ,чем наказанием за нежелаемого.
- т-я Алдера – развивать желание быть принятым социумом (быть среди людей, нравиться им), социально примерное поведение.
- т-я Роджера – безценочная «я и ты» сообщение в адрес личности (чтобы не было зависимости от социальных оценок).
Примеры методов: поощрение, наказание, соревнование (соревнование является фактором риска: развитие нездорового соперничества, эгоцентризма, высокомерия).
Результат: мотивация на нравственное поведение (нравственное поведение – индивидуальный характер).
Общие требования: те же, плюс учет социо, учет контекста и создание ситуации успеха.
Вывод: Выбор метода воспитания определяется:
- Возрастом, индивидуальностью, уровнем воспитанности отдельного ученика.
- Социальными ситуациями.
- Воспитательными делами и задачами.
- Конкретностью воспитателя.
Б – 24 Методы стимулирования (поощрение, наказание)
Поощрение – это положительная педагогическая оценка воспитателем поступков, поведения воспитанника.
Психологический смысл – переживание положительных эмоций связанных с положительным поступком.
Правила применения этого метода
Поощряется тот поступок, который является неординарным для данного воспитанника или в данной ситуации.
По мере превращения желаемого (воспитателем) поведения в привычное поощрение сводится на «нет».
По времени «Лучше поздно, чем никогда».
Формула: «и ты хороший и поступок твой хороший»
Всякое повышение требований начинать с похвалы за предполагаемый успех.
За что нельзя поощрять:
За то, в чем нет заслуги воспитанника:
- за природные качества
- доставшееся не своим трудом
За снятие симптоматического поведения.
За норму нравственного поведения (проявления заботы, внимания)
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ:
Нужно хвалить:
страдающего комплексом неполноценности
одаренных детей (не всегда)
подростков находящихся в депрессии
Чем можно заменить похвалу:
сюрпризом
приятным событием
безоценочным высказыванием
Наказание- это отрицательная педагогическая оценка проступка воспитанника.
Психологический смысл – переживание отрицательных эмоций связанных с проступком.
Отличие: поощрение стимулирует на положительный повтор, а наказание не стимулирует на положительный результат.
Остановить не значит побудить к положительному результату.
Правила применения этого метода
Наказание должно следовать за любым проступком или поведением, которое обнаруживает невоспитанность.
Наказание ужесточается по мере повтора.
По времени: «Дорога ложка к обеду»
Формула «ты хороший, но поступок твой плохой»
В момент наказания воспитатель корректен и соблюдает неприкосновенность личности.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ:
Нельзя наказывать:
Будучи в гневе
За то мотивы чего неизвестны
За то, что воспитанник старался, но у него не получилось
За поведение обусловленное психической неадекватностью
Когда нельзя наказывать:
- перед едой
- сразу после еды
- перед сном
- сразу после сна
- после физической или психологической травмы
За проявление симптома
Наказывать авансом
Формы и виды наказания:
Порицания
Обсуждения в группе и осуждения поступка группы
Отодвижение во времени приятного события
Дополнительный труд (НЕЛЬЗЯ)
Предложение устранить беспорядок, возместить ущерб
Лишение права участвовать в чем-то приятном для воспитанника
ЗА ОДНО И ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДВАЖДЫ ! ! !
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
Наказание лишением возможности удовлетворить базовые потребности (сон, еда, движение, общение), непоследовательность воспитателя.
Б – 25 Оценка и отметка: Современные требования
Проверка и контроль знаний органическая часть учебного процесса потому что это часть процесса целенаправленный, а цель – образ будущего результата и учителю нужно все время сравнивать достигнутый результат с поставленной целью.
Проверка должна быть комплексной, систематичной, разносторонней, разнообразной по формам индивидуальной по подходу. Прим: учет темпа речи, модальности восприятия (считывает информацию каким-то органом), врабатываемости, подача индивидуализированной обработкой связи. Проверка завершается оценкой.
Оценка – процесс и результат оценивания, т.е. выражение учителем своего отношения к работе ученика.
Формы оценки
Отметка – балльное выражение оценки.
Оценочное суждение – это словесное суждение о достоинствах и недостатках работы может быть письменное или устное.
Выражение эмоционального отношения учителя к результату (краткие возгласы, междометия, жесты и т.п.).
Издавна наиболее принимается, является отметка, потому что это самый простой способ подачи обратной связи и ученику и его родителям и администрации школы.
Функции отметки
Информационная: родители, администрация.
Диагностическая: ученики, родители, учителя.
Мотивационная: ученики, родители.
Учитель выставляющий отметку выступает в роли вершителя судеб: отметка внешний стимулирующий «крут и пряник» процесс обучения. До сих пор существуют аргументы «за и против» отметки.
Все признают двойственное влияние отметки и потому задача учителей уменьшить вред. «Как?»: Выполнять основные требования т.е. знать критерии оценивания баллами, опираться на Гост.стандарты, на существенные нормативные документы.
В идеале:
Отметкой оцениваются только те виды работ, по которым существуют выработанные критерии и эталоны.
Оцениваются отметкой только объективные качества работы: сравнивается работа и эталон (на данный момент обучения). Фиксируются расхождения и выставляется отметка.
На предметах искусства ограниченное применение отметки. Работа ученика в худ. школе имеет две стороны: техническая и творческая.
Техническая сторона – это следование неким правилам, законам (выполнение требований какой-то техники), это подлежит баллам, а творческая не оценивается баллами.
Творческая сторона обсуждается в диалоге, коллективе, группе.
Цели :
Создать у автора ощущение пребывания в центре внимания
Дать возможность автору рассказать о ходе творческого процесса: о замысле, о выборе способа воплощения, о трудностях, сомнениях, о чувстве и т.д.
Если коллективное обсуждение – поддержка, то педагог – художник зрителям предлагает формулы подачи обратной связи. И эта формула которая не содержит ни капли негатива. Прим: «Если я смотрю на картину, то чувствую….»
Если обратная связь при коллективном обсуждении предлагается критика, то должна соблюдаться неприкосновенность личности и должна звучать конструктивная критика, в виде корректных оценочных суждений.
Значение: Внешнее оценочное суждение интериоризируются и переходят извне внутрь, становbтся саморецензией.
Главное условие интериоризации – бесконфликтность общения учитель – ученик.
Важно педагогу- художнику «сопроводить» ученика по его индивидуальному пути его творческого развития, а не поставить его на свой путь.
Б – 3 Принципы закономерности процесса обучения
Основные положения определяющие содержание организационные формы и методы учебного процесса.
Правила обучения – конкретизируют принцип обучения.
П-п Наглядности (картины, схемы, таблицы, чертежи), сочетание наглядности и слова. Занков, программа «Дидактика и жизнь» 60-70-е годы. Предметная наглядность.
П-п Сознательности и объективности (осознан учащимися, осмыслен, понятен). Ученик должен осознавать и должен стремится к активной работе над собой.
П-п Систематичности и последовательности. Усваивают в системе учебные программы, последовательное изучение межпредметные связи из одного предмета переносим в другой предмет. Широта мировознания и глубина.
П-п Прочности – основные законы закономерности. Работа с материалом. Установка на запоминание, выделением громким голосом.
П-п Научности – материал научного плана. Умение и навыки научной работы. Умение написать реферат, умение поставить эксперимент, умение анализировать текст.
П-п Доступности – материал должен быть доступен в соответствии с возрастом и психологическим индивидуальным особенностям личности.
П-п Связь теории с практикой. Практика ориентированность.
Вывод: Все принципы взаимосвязаны на каждом уроке.
Цели, задачи и закономерности обучения
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.
Для эффективного обучения необходимо знать и использовать те важнейшие закономерности, на основе которых оно должно производиться. Закономерности процесса обучения условно можно разделить на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения охватывают всю дидактическую систему и относятся к глобальным процессам обучения в педагогике. Существует несколько основных закономерностей обучения:
1) закономерность, обуславливающая цель обучения, как результат потребностей современного общества, связанного с уровнем его развития, научных и культурных достижений;
2) содержание обучения подчиняется закономерности связывающей его с научно-техническим прогрессом и социальным статусом общества, а так же охватывающей возрастные и психофизические особенности учеников, материальный аспект;
3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;
4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;
5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;
6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.
Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.
Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их.
Принципы обучения
Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.
Дидактические принципы – свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения.
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого
2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала.
3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий.
4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками.
5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся
7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д.
Б – 4 Урок - осн. форма организации обучения в школе
Ф. обучения -внешн.сторона организации учебного процесса, определяющая, когда, где, кто и как обучается (индивид., групповые, фронтальные).
Ф. организации обуч-я -конструкция отдельного звена процесса обуч-я, опред. вид занятий
(напр.-урок, лекция, экз., зачёт и т.д.)
Урок - основная форма учебного процесса в школе.
Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок уч. процесса. (сущ-ть оч.много определений урока)
Организационно У. характеризуется:
-определённостью отводимого на него времени, -постоянством состава учащихся,
-проведением по установленному расписанию,
-преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения.
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ и недостатков:
+отличается более строгой организационной структурой;
+экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
+создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;
-слабая связь теории с практикой и жизненым опытом учащихся;
-преобладание репродуктивных методов обуч-я над творческой и сам.деятельностью обуч-я
Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. Выделяются шесть типов уроков:
1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
а) цель - ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;
б) цель - осмысление и усвоение учебного материала;
в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.
2. Уроки закрепления знаний:
а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);
б) уроки текущего повторения.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5. Уроки проверки знаний:
а) уроки устной проверки;
б) уроки письменной проверки;
в) уроки с проверочными заданиями практического характера;
г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.
6. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.
Традиционно урок состоит из следующих компонентов (структура урока):
-организационный момент;
- постановка цели урока;
- сообщение нового материала;
-самостоятельная работа учащихся;
-подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания;
-организационное окончание;
Структура урока может изменяться в зависимости от типа его проведения
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.