logo
Билеты к гос

Метод наблюдений.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цель и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, в содержании, формах и методах самого педагогического процесса и пр. План наблюдения, таким образом, отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью.

Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если педагоги сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег, также наблюдающих за данным учеником в учебном процессе, выслушивают дополнительные аргументы. К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных мероприятий при последующем неоднократном анализе наблюдавшихся при этом фактов. Можно использовать киносъемку, а также наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки.