Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
Внутренние – генетические, внешние – средовые и воспитательные. Личность развивается, социализируется и воспитывается одновременно. Три этих процесса налагаются друг на друга, пересекаются, поддерживают друг друга.
Социализация – понятие междисциплинарное. В социальной психологии – процесс и результат включенности индивида в социальные отношения, в социальной педагогике - процесс и результат развития и самореализации человека на протяжении всей жизни посредством усвоения и воспроизводства культуры.
Два подхода:
Субъект-объектный – человек пассивен в процессе социализации, а сама социализация – результат адаптации его к обществу;
Субъект-субъектный - индивид активен, он не только адаптируется к обществу, но является хозяином своего жизненного пути, своей судьбы.
Сущность социализации – в формировании человека как члена общества, к которому он принадлежит. По словам американского социолога Т.Парсонса, человек должен как минимум проявлять по отношению к обществу лойяльность, как максимум – преданность.
Результат С. – социализированность. Ее составляющие:
Результативная конформность индивида к социальным предписаниям, то есть принятие и усвоение им социальных установок, ценностей, способов мышления;
Адаптивность – способность к пересмотру ролевого репертуара с учетом требований к ролям и собственным возможностям;
Адаптированность – хорошая социальная приспособленность, врастание в социум.
Успешнее социализируются те, кто гибко меняет ценностные ориентации, принимает общечеловеческие ценности, умеет находить баланс между ценностями и ролями, не попадая в плен к последним (пример такого «плена» - профессиональная деформация личности).
Процесс социализации делят на стадии по возрастному критерию ( в аспекте возрастных периодизаций, предложенных психологами) или по включенности в трудовую деятельность (Андреева Г.М.) : дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
В каждом возрасте формируются определенные социально значимые качества личности, если среда и воспитание способствуют этому, в противном случае – отклонения в ходе социализации.
Отечественные авторы много внимания уделили в своих работах развитию личности в онтогенезе: предложены общие подходы к изучению процесса личностного развития, возрастные периодизации.
В отечественной психологии основы онтогенетической теории заложил Л.С.Выготский. Он выделил как основные составляющие психологического возраста социальную ситуацию развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности. Психологический возраст – триединое образование, имеющее свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского о возрасте получило развитие в работах М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б Эльконина и др.
Основные положения Эльконина Д.Б.:
1.Возрастное развитие – это общее изменение личности: изменение в деятельности, в жизненной позиции, в отношениях, формирование новых мотивов и ценностных установок.
2.Внутренне детерминированное развитие преломляется внешними влияниями.
3.Детство имеет конкретно-историческую природу: новая эпоха – новые периодизации.
4.В основе периодизации не отдельные свойства личности , а закономерности развития деятельности растущего человека.
5.Опра на эмпирические материалы.
Цель периодизации – раскрыть движущие силы психического развития в онтогенезе. Эльконин Д.Б. выделил два вектора развития: развитие взаимоотношения ребенка с миром вещей и взаимодействие с миром людей. В каждом из пяти возрастных периодов (от рождения до подростничества) преобладает тот или другой вектор и соответственно развивается преимущественно или интеллектуально-познавательная сфера личности или мотивационно-потребностная. Возрастные периоды: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшее школьное детство, подростничество. Спокойные, литические периоды сменяются критическими: происходят сдвиги, переломы. Каждый период сензитивен (оптимален, благоприятен) для развития и формирования определенных свойств, качеств. Каждый период характеризуется ведущим типом деятельности.
Ведущий тип деятельности – это такая деятельность, в которой:
Возникают и дифференцируются новые виды деятельности;
Формируются и перестраиваются психические процессы;
От нее зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.
Ведущая деятельность – основа построения непротиворечивой в логическом отношении схемы периодизации психического развития с позиции теории деятельности.
Деятельностный подход развивается в работах Фельдштейна Д.И. Он рассматривает поуровневое развитие личности в онтогенезе и называет пять линий изучения процесса личностного развития:
1.Выявление свойств индивида как органических предпосылок становления личности;
2.определения характера и особенностей воздействия социальной среды;
3.раскрытие развития личности через развитие деятельности;
4.движущие силы и механизмы развития личности;
5.содержание и закономерности процесса развития личности: индивидуализация и социализация.
Смысл развития состоит в становлении свойств и качеств личности в сложной системе функционирования связей и отношений, преобразования психических новообразований в качества личности.
Основные положения Фельдштейна Д.И. о личностном развитии:
1.Социальное – главное содержание развития личности ребенка. Онтогенез – форма социального развития человека. Социальное взросление имеет свое течение, характер, уровни развития, интегрирует достижения онтогенеза.
2.Индивидуализация и социализация взаимосвязаны: раскрытие индивидуальных возможностей человека не может произойти вне социализации.
3.Периодизация фиксирует становление социально ответственной позиции на разных стадиях онгогенеза: саморазличение, самоутверждение, самоопределение, самореализация.
4.Важный период социального развития – подростковый возраст Подросткам нужна деятельность, которая обеспечивает им возможность занять место во взрослом мире и получить нравственное самоудовлетворение от помощи другим людям. Социальное пространство подростков расширяется в многоплановой просоциальной деятельности: формируется ответственность и за других, и за себя самого, как хозяина своей судьбы.
Возрастное развитие личности – единый целостный процесс непрерывного взросления.
Фельдштейн Д.И кроме периодов возрастного развития ( тех же, что и у Д.Б. Эльконина) выделяет этапы, фазы и в каждом периоде – стадии. Он рассматривает возрастное развитие в проекции двух позиций по отношению к обществу: «я в обществе» ( что такое «Я» и что я могу делать) и «я и общество» ( осознание себя субъектом отношения). Пример развития позиции «Я и общество»:
1 год – понимание, что есть другие
3 года – выделение себя
6 лет – рассмотрение себя в кругу других
10 лет – видение себя как равного среди других
На разных уровнях развития личности эти две позиции отличаются по емкости и глубине: идет процесс их насыщения.
Три этапа онтотогенеза:
I. до 3-х лет- социализация и условная индивидуализация в форме освоения наличия других.
II. с 3-х лет – становление отношений «я и другие», освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества
III. с 10 лет» - утверждение своего «Я» в системе общественных отношений, осознание себя субъектом.
Две фазы, в которых отражается становление позиции в обществе и реализация этой позиции:
1.0-10 лет фаза собственно детства, становление личности на уровне еще не развитого самосознания
2.10-17- активное формирование самосознания.
Внутри каждого возрастного периода – три стадии:
1.Появление тенденций развития определенной стороны деятельности.
2. Максимальное развитие ведущего типа деятельности.
3.Насыщение ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенциала и актуализация другой стороны деятельности.
Таким образом, в отечественной психологии предлагается следующая логика возрастного развития личности: поступательное развитие идет от осознания ребенком своих социальных возможностей через становление личностных новообразований к проявлению и укреплению социальной позиции в результате собственной творческой активности. Любые воспитательные цели должны быть направлены на поддержку взросления, на обретение социальной зрелости.
Традиционная иерархия мыслительных процессов
В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу "Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания". С тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.