logo
Билеты к гос

1. Дидактическая подструктура:

Качество этой подструктуры, т.е. эффективность дидактического процесса, зависит от дидактической компетентности учителя (от знания преподаваемого предмета, от владения дидактическими технологиями, от наличия необходимых дидактических средств, от четкой организации и т.д.).

2. Коммуникативная подструктура урока – это общение ученика и учителя, учителя и класса, учеников друг с другом.

Современный урок в идеале – это психологически безопасное для личности пространство. Учитель «разводит» учебный результат и личность, при этом не допускает в адрес личности негативных сообщений.

Учитель является хорошим коммуникатором, если он:

  1. умело организует внимание (использование паузы, интонационной мимики, жеста, прямых и конкретных указаний);

  2. осуществляет контроль внимания отдельных учащихся, используя косвенные замечания и требования, игровые приемы. Предпочтения отдает положительным формулировкам, приглашая к желаемому поведению, а не отрицательным и запрещающим;

  3. при подаче обратной связи на учебный результат использует и оценочную обратную связь и безоценочную обратную связь, положительную и отрицательную. Оптимально сочетая эти виды и выбирая их для каждого ученика в соответствии с конкретной ситуацией.

Препятствием к грамотному коммуникативному поведению учителей является:

Б – 15 Мониторинг результативности теоретического обучения

Мониторинг:

Назначение мониторинга в образовании – повышение эффективности управления качеством образования, систематическое информационное его обеспечение:

Субъекты мониторинга – преподаватели и учащиеся

Мониторинговые показатели – индивидуальные учебные достижения обучающихся, результаты анализа и наблюдения хода образовательного процесса

Мониторинговый диагностический инструментарий – совокупность моделей, методов и технологий, используемых для оценки качества образовательного процесса

Тест – набор задания для измерения качества знаний

Тестирование – процесс выполнения заданий

Тестология – наука о тестах

Технология тестовой оценки уровня учебных достижений обучающихся включает в себя:

Модуль планирования: создание модели контролирующего средства, разработка системы контролирующих мероприятий, определение их целей, частоты проведения операций измерения качества знаний, определение критериев оценки результатов

Модуль реализации: проверка, сбор и обработка результатов измерений, анализ отклонений реальных результатов от планируемых, содержательный анализ информации и определение направлений коррекции качества знаний обучающихся.

Мониторинг обученности позволяет выявить основное противоречие современной системы образования: между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Пути разрешения этого противоречия:

Последнее позволяет выравнивать временно-содержательные связи между учебными дисциплинами и комплексно оценивать результаты обучения.

Технологическая цепочка – цель, процесс, результат, новая цель. Тест стал важнейшим компонентом технологической цепочки как способ анализа и измерения результата.

Тест в переводе с английского – «проба», «испытание». В конце XIX- начале XX вв он использовался как метод определения физических, физиологических и психических особенностей человека. Англичанин Ф.Гальтон (1882-1911) был одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов. Три положения, сформулированные ученым, имеют важное значение и для современной тестологии:

Американский психолог Дж.Кеттелл (1860-1914) сформулировал требования к тесту:

Родоначальник тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта – французский психолог А.Бине (1857-1911)

Педагогическое направление в развитии тестологии определилось в начале XX в., когда американец В.А. Маккол разделил тесты на педагогические и психологические. Главное предназначение педагогических тестов он видел в измерении успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам, изучаемым в определенный промежуток времени, а также в повышении эффективности преподвания. Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Э.Л.Торндайку. Он считается основоположником педагогических измерений. Проблемой разработки тестов занимались и российские психологи и педагоги: П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, Г.И.Залкинд, А.М. Шуберт.

Существуют психологические предпосылки утверждения теста в качестве основного способа контроля знаний в современном образовании. По мере приобретения и накопления педагогического опыта у педагогов появляется психологическая усталость, наблюдаются стрессы. Учеными зафиксирован так называемый «синдром эмоционального выгорания учителя». Ученые выяснили, что синдрому подвержены учителя независимо от уровня жизни, зарплаты, семейного благополучия и т.д. И тогда пришли к выводу, что негативный фон в работе учителя связан с «позицией на пьедестале». Учитель постоянно расходует огромную энергию, чтобы заставить ученика тронуться с места, включиться в процесс. Учитель должен осуществлять при непослушании карательные функции: выставлять негативные отметки, давать порицания, применять наказания. При этом не ошибаться, оставаться правильным. Это вызывает у него переутомление, постоянный психологический дискомфорт. Основной карательный механизм – отметка. Зарубежные педагоги приняли простое решение: карательные функции от учителя передать безличному инструменту – тесту, чтобы все негативное не фокусировалось на образе наставника. Ученик может набрать очков меньше, чем ожидал, но он не может винить в этом наставника. Тест – мощный инструмент самооценки и планирования дальнейшей работы по предмету.