logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия

Процесс восприятия включает в себя:

1)  выделение целостных отрядов предметов;

2)  способы соотношения с сенсорными эталонами;

3)  соотнесение этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира.

При исследовании процесса восприятия необходимо помнить, что формирование восприятия (различение цвета, формы, размера, других характерных признаков предметов) в онтогенезе заканчивается к 4 — 5 годам.

Проводя диагностику, нужно проверить состояние всех трех процессов восприятия.

1.        Исследование наличия у ребенка целостных образов предметов окружающего мира проводится при помощи методики «Разрезные картинки».

В качестве стимульного материала используются цветные предметные картинки, которые (в зависимости от возраста детей) разрезаны на две — шесть частей.

Усложнение: картинки с изображением не одного, а нескольких предметов; картинки с различными сюжетными рисунками.

Предлагая задание, картинки предъявляют, начиная с простых, раскладываются они хаотично. Ребенку следует внимательно рассмотреть части картинок, определить, какой предмет на них изображен, а затем собрать его.

При анализе результатов отмечается:

а)        наличие у испытуемых целостного образа предметов;

б)        умение выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предметов.

Если ребенок 4 —5 лет не может узнать предметы, часто встречаемые в быту, используемые в игре (машинка, собака, кукла), или, узнав предмет, не в состоянии из частей сложить целое, можно говорить о нарушении восприятия.

2.        Исследование способов действий проводят с помощью теста «Разрезные картинки» или «Почтовый ящик».

В качестве стимульного материала применяется деревянный или пластмассовый куб (домик) с отверстиями в форме геометрических фигур, как плоских, так и объемных.

Ребенку предъявляют набор фигурок и предлагают опускать их, как в почтовый ящик, в соответствующие прорези (отверстия).

При интерпретации результатов следует обращать внимание на характер деятельности ребенка (действует ли методом проб и ошибок, пытается ли силой протолкнуть фигурку в любое отверстие или предварительно рассматривает фигурку, «примеряет» ее к различным отверстиям), а также на обучаемость ребенка.

3. Степень обобщенности сенсорных эталонов можно обследовать с помощью методики «Эталоны» («На что похоже?»).

В стимульный материал включаются таблицы с различными рисунками и эталоны.

Ребенку предлагается рассмотреть эталон (например, круг), затем в таблице найти рисунок, соответствующий (по форме) этому эталону.

Если ребенок при выполнении теста не может найти ни одной сходной с эталоном фигурки или начинает прикладывать, примеривать эталоны к фигуркам, пытаясь найти соответствие, можно сделать вывод, что:

а)        необходимая степень обобщения не сформирована или сформирована недостаточно;

б)        ребенок затрудняется выделить информативные точки;

в)        уровень развития действий недостаточен.