6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.
У детей с ОНР чаще всего нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену.
Причиной искаженного произношения, по мнению М. Ф. Фомичевой, является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушение. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.
Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, звук при этом не различается с его заменителем, и искажается смысл слова. Такие нарушения называют фонематическими.
Отсутствие звука может быть связано с наличием патологии в строении органов артикуляции: короткая уздечка или ее отсутствие, нёбная расщелина, высокое нёбо, массивные малоподвижные губы и т.д.
Чтобы определить содержание коррекционной работы, надо установить природу нарушения, выяснить, какой дефект — фонетический или фонематический — лежит в его основе. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематических — на развитие речевого и фонематического слуха.
Нарушения произношения той или иной группы звуков обозначаются определенными терминами:
сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;
парасигматизм — фонематические нарушения этих же звуков;
ламбдацизм — фонетические нарушения звуков л и ль;
параламбдацизм — фонематические нарушения этих звуков;
ротацизм — фонетические нарушения звуков р и рь;
параротацизм — фонематические нарушения тех же звуков;
йотацизм — фонетические нарушения звука й;
парайотацизм — фонематические нарушения звука и;
каппацизм — фонетические нарушения заднеязычных звуков;
паракаппацизм — фонематические нарушения данных звуков.
Для обозначения нарушений твердости—мягкости и глухости-звонкости вводятся обозначения «дефекты смягчения» и «дефекты озвончения» фонем.
Помимо форм нарушения звукопроизношения в логопедии различают уровни неправильного произношения.
Уровень произношения определяется как первый, если ребенок не умеет произнести звук не только в слове, но и изолированно, не может повторить его по образцу.
Ребенок, имеющий второй уровень произношения, правильно произносит изолированный звук, но в словах и предложениях звук искажается или пропускается.
Третий уровень отмечается в том случае, если ребенок правильно повторяет изолированный звук в составе слога или слова, но в речевом потоке, в спонтанной речи звук смешивается с другим, близким по звучанию или произнесению.
Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью. При этом всегда бывают нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки, а дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер.
Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.
На 1 -м этапе логопед готовит органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.
На 2-м этапе логопед использует все возможные приемы, чтобы добиться правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребенка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звука используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.
На 3-м этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые еще у ребенка не поставлены.
-й этап связан с обучением ребенка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.
В программе обучения и воспитания детей с ОНР — в разделе «Индивидуальные логопедические занятия» (СНОСКА: См.: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.) определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного ее проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.).
Авторы указывают, что динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть различной на разных этапах коррекционного обучения.
Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие.
В настоящее время в отечественной практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звукопроизношения.
В «Сборнике речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками» Л.В.Успенской и М.Б.Успенского (М., 1973) в определенной системе подобраны слова, фразы, рассказы-миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам. Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа.
Нужно отметить, что данное пособие достаточно полное и последовательно выстроенное; в нем отражена работа над произношением практически всех групп звуков. Данное пособие удобно для занятий с ребенком, имеющим изолированное нарушение какой-либо одной группы звуков. Однако если у ребенка нарушены две и более групп звуков, что чаще всего и бывает на практике, среди речевого материала, предлагаемого в сборнике, следует тщательно отбирать необходимый.
Весьма интересно «Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше (1989). Предлагаемый в руководстве дидактический материал может быть использован и для индивидуальной, и для групповой работы не только в специальных детских садах, но и в дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется как при обследовании, так и при формировании всех сторон речи. Пособие состоит из 8 серий и включает большое количество (516) картинок на определенные звуки. Однако следует помнить, что при работе над автоматизацией звуков этого количества слов бывает недостаточно.
«Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки с, сь» (а также на другие группы звуков) Н. В. Новоторцевой (Ярославль, 1996) включает занимательный речевой материал по формированию правильного произношения у детей, он способствует совершенствованию дикции, обогащению словарного запаса, развитию речевого слуха, подготовке к звуко-буквенному анализу. В каждой тетради хорошо представлена артикуляционная гимнастика для тех или иных звуков. Не всегда удачен материал, предлагаемый для автоматизации звуков. Так, например, в словах зал, завтра, забор, гроза, береза, роза кроме автоматизируемого звука з встречаются звуки л и р, которых еще нет в речи ребенка.
Методика исправления нарушения произношения, представленная в «Логопедическом пособии для занятий с детьми» А. И. Богомоловой (М.; СПб., 1996), характеризуется некоторыми особенностями:
- при постановке звука работа начинается с воспроизведения элементов артикуляции данного звука;
- вводится длительное произношение ставящегося звука; в упражнениях на слова предлагается слоговое их произнесение;
- упорядочен переход от легких упражнений к трудным;
- использованы произведения Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского;
- некоторые тексты, поскольку использование их специфично, адаптированы автором.
Одними из наиболее красочно иллюстрированных пособий являются книги Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» (М.; СПб., 1997). Книги содержат дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей и снабжены специально подобранными картинками. В пособии даны иллюстрации к словам со свистящими и шипящими звуками и с сонорными звуками р, рь, л, ль. Все оппозиционные звуки материала упражнений исключаются: в разделе для свистящих не встречаются шипящие и наоборот; существует особый раздел, где предложены упражнения на дифференциацию оппозиционных звуков с—ш, з—ж, р—л. В данном пособии основной акцент сделан на автоматизацию поставленного звука в словах.
Закреплению произношения поставленных звуков служат «Домашние тетради» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко (М., 1998) — пособие для логопедов, родителей и детей. Для каждого проблемного звука авторы предлагают отдельную тетрадь по его автоматизации. Одно занятие по закреплению произношения включает до 10 заданий, постепенно усложняющихся: ребенок начинает с упражнений в изолированном произнесении звука и заканчивает im35 повторением скороговорок с данным звуком. Но речевой материал включает и другие трудные для произнесения звуки. Например, при автоматизации звука л в словах и предложениях часто встречаются свистящие и шипящие звуки.
В приложении 3 дан специальный речевой материал, разработанный учителями-логопедами ДОУ № 381 г. Москвы, по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с ОНР, когда нарушены все основные группы звуков.
Материал подобран таким образом, чтобы при автоматизации одной из групп не встречались слова с другими трудными звуками. Так, если у ребенка проходит автоматизация звуков с, з, ц, то в речевом материале нет ни шипящих, ни сонорных.
Другой особенностью материала является постепенное его усложнение: изолированное произнесение звука — произнесение его в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) — в словах разной слоговой структуры — в предложениях — в связных текстах.
Одновременно с автоматизацией звука идет работа по развитию фонематических процессов.
Вся речевая работа идет с использованием карточек. На каждый звук составлено от четырех до шести карточек с постепенным усложнением материала.
- Предисловие
- Глава I. Развитие речи в онтогенезе
- 1.1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
- 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
- 1.3. Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава II. Современные представления об общем недоразвитии речи
- 2.1. Понятие об общем недоразвитии речи
- 2.2. Клиническая типология дошкольников с онр
- 2.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава III. Характеристика речи детей с онр
- 3.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с онр
- Результаты предварительной беседы с детьми.
- Результаты беседы и анкетирования родителей.
- Результаты обследования строения и функций речевого аппарата.
- Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов.
- 3.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с онр
- 3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Изучение детей с онр
- 4.1. Обследование вербальных процессов у дошкольников
- 4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия
- Исследование внимания
- Im7 im9 im11Исследование памяти
- Исследование мышления
- Исследование моторики
- 4.3. Речевая карта обследования Контрольные вопросы и задания
- Глава V. Организация работы логопеда в группе детей с онр
- 5.1. Документация логопеда в группе детей с онр
- 5.2. Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с онр
- Глава 2 посвящена изучению детей с онр:
- 5.3. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VI. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
- 6.1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия
- Первый год обучения
- Второй год обучения.
- 6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
- 6.3. Методика обучения грамоте
- 6.4. Развитие лексико-грамматических представлений
- 6.5. Формирование связной речи
- Контрольные опросы и задания
- Глава VII. Совместная деятельность специалистов доу комбинированного вида
- 7.1. Совместная деятельность логопеда и воспитателя
- 7.2. Содержание и структура проведения логопедических досугов
- 7.3. Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
- Социальная характеристика семьи
- Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- Содержание курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с онр
- Тема 10. Обследование речи детей с онр.
- Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с онр.
- Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с онр.
- Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с онр в подготовительной к школе группе.
- Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов доу.
- Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с онр.
- Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с онр.
- Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи Карточка 1. Условные обозначения
- Карточка 2. Звук у
- Карточка 3. Звук а
- Карточка 4. Звук и
- Карточка 5. Звук о
- Карточка 6. Звук э
- Карточка 7. Звук ы
- Карточка 8. Гласные звуки
- Карточка 9. Звук л
- Карточка 10. Звук т
- Карточка 11. Согласные звуки
- Карточка 12. Звуки п — т — к
- Карточка 13. Звук х
- Карточка 14. Звук хь
- Карточка 15. Звук ль
- Карточка 16. Звук й
- Карточка 17. Звук б
- Карточка 18. Звук д
- Карточка 19. Звук г
- Карточка 20. Звук с
- Карточка 21. Звук сь
- Карточка 22. Звук з
- Карточка 23. Звук зь
- Карточка 24. Звук ц
- Карточка 25. Звук ш
- Карточка 26. Звук ж
- Карточка 27. Звук ч
- Карточка 28. Звук щ
- Карточка 29. Звук л
- Карточка 30. Звук р
- Карточка 31. Звук рь
- Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)
- Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
- Автоматизация звуков л и ль
- Автоматизация звуков р и рь
- Карточка 4. Звук у и буквы у, у
- Карточка 5. Звук м и буквы м, м
- Карточка б. Звук о и буквы о, о
- Карточка 7. Звук п и буквы п, п
- Карточка 8. Звук т и буквы т, m
- Карточка 9. Звук к и буквы к, к
- Карточка 10. Звук э и буквы э, э
- Карточка 11. Звук и и буквы н, н
- Карточка 12. Звук х и буквы X, х
- Карточка 13. Звук ы и буква ы
- Карточка 14. Звук ф и буквы ф, ф
- Карточка 15. Звук б и буквы б, б
- Карточка 16. Звук д и буквы д, д
- Карточка 17. Звук г и буквы г, г
- Карточка 18. Звук в и буквы в, в
- Карточка 19. Звук л и буквы л, л
- Карточка 20. Звук и и буквы и, и
- Карточка 21. Звук с и буквы с, с
- Карточка 22. Звук з и буквы 3, з
- Карточка 23. Звук ш и буквы ш, ш
- Карточка 24. Звук ж и буквы ж, ж
- Карточка 25. Звук щ и буквы щ, щ
- Карточка 26. Звук р и буквы р, р
- Карточка 27. Звук ц и буквы ц, ц
- Карточка 28. Звук ч и буквы ч, ч
- Приложение 5 Речевой материал по лексико-грамматическим темам Первый период обучения
- Второй период обучения
- Третий период обучения
- Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
- 1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
- 2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
- 3. Тексты для пересказа
- 4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
- 5. Тексты для драматизации
- 6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
- 7. Тексты для составления рассказов-описаний
- Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
- 1. Занятие-развлечение
- 2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
- 3. Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»
- 4. Занятие-досуг «Умники и умницы»
- 5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
- Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Литература