logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков

Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

У детей с ОНР чаще всего нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену.

Причиной искаженного произношения, по мнению М. Ф. Фомичевой, является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушение. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.

Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, звук при этом не различается с его заменителем, и искажается смысл слова. Такие нарушения называют фонематическими.

Отсутствие звука может быть связано с наличием патологии в строении органов артикуляции: короткая уздечка или ее отсутствие, нёбная расщелина, высокое нёбо, массивные малоподвижные губы и т.д.

Чтобы определить содержание коррекционной работы, надо установить природу нарушения, выяснить, какой дефект — фонетический или фонематический — лежит в его основе. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематических — на развитие речевого и фонематического слуха.

Нарушения произношения той или иной группы звуков обозначаются определенными терминами:

сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;

парасигматизм — фонематические нарушения этих же звуков;

ламбдацизм — фонетические нарушения звуков л и ль;

параламбдацизм — фонематические нарушения этих звуков;

ротацизм — фонетические нарушения звуков р и рь;

параротацизм — фонематические нарушения тех же звуков;

йотацизм — фонетические нарушения звука й;

парайотацизм — фонематические нарушения звука и;

каппацизм — фонетические нарушения заднеязычных звуков;

паракаппацизм — фонематические нарушения данных звуков.

Для обозначения нарушений твердости—мягкости и глухости-звонкости вводятся обозначения «дефекты смягчения» и «дефекты озвончения» фонем.

Помимо форм нарушения звукопроизношения в логопедии различают уровни неправильного произношения.

Уровень произношения определяется как первый, если ребенок не умеет произнести звук не только в слове, но и изолированно, не может повторить его по образцу.

Ребенок, имеющий второй уровень произношения, правильно произносит изолированный звук, но в словах и предложениях звук искажается или пропускается.

Третий уровень отмечается в том случае, если ребенок правильно повторяет изолированный звук в составе слога или слова, но в речевом потоке, в спонтанной речи звук смешивается с другим, близким по звучанию или произнесению.

Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью. При этом всегда бывают нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки, а дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер.

Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.

На 1 -м этапе логопед готовит органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.

На 2-м этапе логопед использует все возможные приемы, чтобы добиться правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребенка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звука используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.

На 3-м этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые еще у ребенка не поставлены.

-й этап связан с обучением ребенка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.

В программе обучения и воспитания детей с ОНР — в разделе «Индивидуальные логопедические занятия» (СНОСКА: См.: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.) определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного ее проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.).

Авторы указывают, что динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть различной на разных этапах коррекционного обучения.

Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие.

В настоящее время в отечественной практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звукопроизношения.

В «Сборнике речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками» Л.В.Успенской и М.Б.Успенского (М., 1973) в определенной системе подобраны слова, фразы, рассказы-миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам. Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа.

Нужно отметить, что данное пособие достаточно полное и последовательно выстроенное; в нем отражена работа над произношением практически всех групп звуков. Данное пособие удобно для занятий с ребенком, имеющим изолированное нарушение какой-либо одной группы звуков. Однако если у ребенка нарушены две и более групп звуков, что чаще всего и бывает на практике, среди речевого материала, предлагаемого в сборнике, следует тщательно отбирать необходимый.

Весьма интересно «Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше (1989). Предлагаемый в руководстве дидактический материал может быть использован и для индивидуальной, и для групповой работы не только в специальных детских садах, но и в дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется как при обследовании, так и при формировании всех сторон речи. Пособие состоит из 8 серий и включает большое количество (516) картинок на определенные звуки. Однако следует помнить, что при работе над автоматизацией звуков этого количества слов бывает недостаточно.

«Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки с, сь» (а также на другие группы звуков) Н. В. Новоторцевой (Ярославль, 1996) включает занимательный речевой материал по формированию правильного произношения у детей, он способствует совершенствованию дикции, обогащению словарного запаса, развитию речевого слуха, подготовке к звуко-буквенному анализу. В каждой тетради хорошо представлена артикуляционная гимнастика для тех или иных звуков. Не всегда удачен материал, предлагаемый для автоматизации звуков. Так, например, в словах зал, завтра, забор, гроза, береза, роза кроме автоматизируемого звука з встречаются звуки л и р, которых еще нет в речи ребенка.

Методика исправления нарушения произношения, представленная в «Логопедическом пособии для занятий с детьми» А. И. Богомоловой (М.; СПб., 1996), характеризуется некоторыми особенностями:

-   при постановке звука работа начинается с воспроизведения элементов артикуляции данного звука;

-   вводится длительное произношение ставящегося звука; в упражнениях на слова предлагается слоговое их произнесение;

-   упорядочен переход от легких упражнений к трудным;

-   использованы произведения Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского;

-   некоторые тексты, поскольку использование их специфично, адаптированы автором.

Одними из наиболее красочно иллюстрированных пособий являются книги Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» (М.; СПб., 1997). Книги содержат дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей и снабжены специально подобранными картинками. В пособии даны иллюстрации к словам со свистящими и шипящими звуками и с сонорными звуками р, рь, л, ль. Все оппозиционные звуки материала упражнений исключаются: в разделе для свистящих не встречаются шипящие и наоборот; существует особый раздел, где предложены упражнения на дифференциацию оппозиционных звуков сш, зж, р—л. В данном пособии основной акцент сделан на автоматизацию поставленного звука в словах.

Закреплению произношения поставленных звуков служат «Домашние тетради» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко (М., 1998) — пособие для логопедов, родителей и детей. Для каждого проблемного звука авторы предлагают отдельную тетрадь по его автоматизации. Одно занятие по закреплению произношения включает до 10 заданий, постепенно усложняющихся: ребенок начинает с упражнений в изолированном произнесении звука и заканчивает im35 повторением скороговорок с данным звуком. Но речевой материал включает и другие трудные для произнесения звуки. Например, при автоматизации звука л в словах и предложениях часто встречаются свистящие и шипящие звуки.

В приложении 3 дан специальный речевой материал, разработанный учителями-логопедами ДОУ № 381 г. Москвы, по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с ОНР, когда нарушены все основные группы звуков.

Материал подобран таким образом, чтобы при автоматизации одной из групп не встречались слова с другими трудными звуками. Так, если у ребенка проходит автоматизация звуков с, з, ц, то в речевом материале нет ни шипящих, ни сонорных.

Другой особенностью материала является постепенное его усложнение: изолированное произнесение звука — произнесение его в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) — в словах разной слоговой структуры — в предложениях — в связных текстах.

Одновременно с автоматизацией звука идет работа по развитию фонематических процессов.

Вся речевая работа идет с использованием карточек. На каждый звук составлено от четырех до шести карточек с постепенным усложнением материала.