logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи

Ревушка (по И.Мазнину)

Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает: Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек ловить.

—Не надо мне букашек, я буду плакать.

Подошла к Машеньке кошка:

—Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.

—Не буду мышек ловить, буду плакать.

Подошел к Машеньке теленок и говорит:

—Давай, Машенька, реветь со мной.

—Давай.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала:

—        Ты что это меня передразниваешь?

Испугалась Машенька и больше не ревет.

Творческие задания.

1.  Инсценировать сказку.

2.  Ввести в сказку других персонажей вместо петушка и кошки.

Муравей и сороконожка (Н.Сладков)

—Вот напугал, Муравей! Да ты что — с неба свалился, что ли!

—С неба, с неба... С рябиновой ветки я свалился!

—А что же ты там делал?

—Делал, делал... Коров пас!

—А еще что?

—Молочко сладкое пил.

—А еще что?

—        Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа. Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлимое собираю!

Творческие задания.

1. Тренироваться в передаче более быстрого и более медленно го темпа речи.

2. Учиться передавать различные мелодико-интонационные оттенки речи.

Снег и ветер (Н.Сладков)

—Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!

—Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развел. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!

—        Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться.

—        Ой-е-ей, заструился.

Творческие задания.

1.  Объяснить слова и выражения: на тебе лица нет; осунулся; раскис; слякоть развел; заструился.

2.  Назвать отличительные признаки весны.

3.  Рассказать о весенних забавах детей.

4.  Подобрать эпитеты к словам.Ручеек (какой?) — быстрый, звонкий, журчащий, холодный, прозрачный;

лодочка (какая?) маленькая, быстрая, деревянная.

Тетерев молодой и тетерев старый (Н. Сладков)

—Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зимовать. А что такое зима?

—А ты лето знаешь?

—Знаю!

—Так вот зима — это наоборот!

—А что такое мороз?

—А ты жару знаешь?

—Знаю!

—Так вот мороз — это жара наоборот.

— А что такое «зиму зимовать»?

—А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?

—Еще бы не знать!

—Так вот это — наоборот!

Творческие задания.

1.  Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.

2.  Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса

Тук-тук! (по Н. Сладкову)

—Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.

—Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Не зря меня санитаром леса зовут. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы сладким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов выводить.

Вопросы.

Что умеет делать дятел клювом?

Как называют дятла за его работу?

Творческие задания.

1.  Определить и назвать части деревьев (ствол, корни, ветви, кора, листья, почки).

2.  Рассказать о встрече с дятлом в лесу.

3.  Сравнить, чем похожи и различаются береза и сосна, ель и липа.

4.        Образовать прилагательные от существительных. Осина — осиновый, береза — березовый.

Дрозд и грибы (по Н. Сладкову)

—Прячьтесь, братцы, грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик, — в мох.

—А мне, Опенку, куда?

—Прыгай скорей за пень!

—Я — Волнушка: так волнуюсь, так волнуюсь...

—Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.

—Что делать? Я — Сыроежка: сырьем съедят!

—В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!

—А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Ноя — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.

—Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем — так полезай в кузов!

Творческие задания.

1.        Образовать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Чего в лесу много растет? Гриб — грибы — грибов; масленок — маслята — маслят.

2.        Составить предложения по образцу.

У Нины в лукошке много опят, моховиков.

Дуб и ветер (по Н. Сладкову)

—Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет.

—От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся, траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?» Потом хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.

—Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь.

—Где там — успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!

Творческие задания.

1.   Рассказать о том, как можно вырастить дуб.

2.   Подобрать родственные слова. Дуб — дубок, дубовый, дубрава.

Кубик на кубик (Я. Тайц)

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построилавысокую башню. Прибежал Миша:

—Дай башню!

—Не дам!

—Дай хоть кубик!

—Один кубичек возьми.

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Творческие задания. 1. Рассказать по ролям.

. Ответить на вопросы.

— Какой может быть башня? (Маленькой, большой, огромной, высокой, устойчивой.)

— Каким может быть кубик?