6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
Ревушка (по И.Мазнину)
Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает: Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек ловить.
—Не надо мне букашек, я буду плакать.
Подошла к Машеньке кошка:
—Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.
—Не буду мышек ловить, буду плакать.
Подошел к Машеньке теленок и говорит:
—Давай, Машенька, реветь со мной.
—Давай.
Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала:
— Ты что это меня передразниваешь?
Испугалась Машенька и больше не ревет.
Творческие задания.
1. Инсценировать сказку.
2. Ввести в сказку других персонажей вместо петушка и кошки.
Муравей и сороконожка (Н.Сладков)
—Вот напугал, Муравей! Да ты что — с неба свалился, что ли!
—С неба, с неба... С рябиновой ветки я свалился!
—А что же ты там делал?
—Делал, делал... Коров пас!
—А еще что?
—Молочко сладкое пил.
—А еще что?
— Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа. Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлимое собираю!
Творческие задания.
1. Тренироваться в передаче более быстрого и более медленно го темпа речи.
2. Учиться передавать различные мелодико-интонационные оттенки речи.
Снег и ветер (Н.Сладков)
—Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
—Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развел. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!
— Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
— Ой-е-ей, заструился.
Творческие задания.
1. Объяснить слова и выражения: на тебе лица нет; осунулся; раскис; слякоть развел; заструился.
2. Назвать отличительные признаки весны.
3. Рассказать о весенних забавах детей.
4. Подобрать эпитеты к словам.Ручеек (какой?) — быстрый, звонкий, журчащий, холодный, прозрачный;
лодочка (какая?) маленькая, быстрая, деревянная.
Тетерев молодой и тетерев старый (Н. Сладков)
—Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зимовать. А что такое зима?
—А ты лето знаешь?
—Знаю!
—Так вот зима — это наоборот!
—А что такое мороз?
—А ты жару знаешь?
—Знаю!
—Так вот мороз — это жара наоборот.
— А что такое «зиму зимовать»?
—А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?
—Еще бы не знать!
—Так вот это — наоборот!
Творческие задания.
1. Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.
2. Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса
Тук-тук! (по Н. Сладкову)
—Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.
—Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Не зря меня санитаром леса зовут. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы сладким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов выводить.
Вопросы.
Что умеет делать дятел клювом?
Как называют дятла за его работу?
Творческие задания.
1. Определить и назвать части деревьев (ствол, корни, ветви, кора, листья, почки).
2. Рассказать о встрече с дятлом в лесу.
3. Сравнить, чем похожи и различаются береза и сосна, ель и липа.
4. Образовать прилагательные от существительных. Осина — осиновый, береза — березовый.
Дрозд и грибы (по Н. Сладкову)
—Прячьтесь, братцы, грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик, — в мох.
—А мне, Опенку, куда?
—Прыгай скорей за пень!
—Я — Волнушка: так волнуюсь, так волнуюсь...
—Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.
—Что делать? Я — Сыроежка: сырьем съедят!
—В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!
—А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Ноя — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.
—Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем — так полезай в кузов!
Творческие задания.
1. Образовать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Чего в лесу много растет? Гриб — грибы — грибов; масленок — маслята — маслят.
2. Составить предложения по образцу.
У Нины в лукошке много опят, моховиков.
Дуб и ветер (по Н. Сладкову)
—Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет.
—От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся, траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?» Потом хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.
—Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь.
—Где там — успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!
Творческие задания.
1. Рассказать о том, как можно вырастить дуб.
2. Подобрать родственные слова. Дуб — дубок, дубовый, дубрава.
Кубик на кубик (Я. Тайц)
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построилавысокую башню. Прибежал Миша:
—Дай башню!
—Не дам!
—Дай хоть кубик!
—Один кубичек возьми.
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Творческие задания. 1. Рассказать по ролям.
. Ответить на вопросы.
— Какой может быть башня? (Маленькой, большой, огромной, высокой, устойчивой.)
— Каким может быть кубик?
- Предисловие
- Глава I. Развитие речи в онтогенезе
- 1.1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
- 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
- 1.3. Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава II. Современные представления об общем недоразвитии речи
- 2.1. Понятие об общем недоразвитии речи
- 2.2. Клиническая типология дошкольников с онр
- 2.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава III. Характеристика речи детей с онр
- 3.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с онр
- Результаты предварительной беседы с детьми.
- Результаты беседы и анкетирования родителей.
- Результаты обследования строения и функций речевого аппарата.
- Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов.
- 3.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с онр
- 3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Изучение детей с онр
- 4.1. Обследование вербальных процессов у дошкольников
- 4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия
- Исследование внимания
- Im7 im9 im11Исследование памяти
- Исследование мышления
- Исследование моторики
- 4.3. Речевая карта обследования Контрольные вопросы и задания
- Глава V. Организация работы логопеда в группе детей с онр
- 5.1. Документация логопеда в группе детей с онр
- 5.2. Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с онр
- Глава 2 посвящена изучению детей с онр:
- 5.3. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VI. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
- 6.1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия
- Первый год обучения
- Второй год обучения.
- 6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
- 6.3. Методика обучения грамоте
- 6.4. Развитие лексико-грамматических представлений
- 6.5. Формирование связной речи
- Контрольные опросы и задания
- Глава VII. Совместная деятельность специалистов доу комбинированного вида
- 7.1. Совместная деятельность логопеда и воспитателя
- 7.2. Содержание и структура проведения логопедических досугов
- 7.3. Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
- Социальная характеристика семьи
- Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- Содержание курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с онр
- Тема 10. Обследование речи детей с онр.
- Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с онр.
- Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с онр.
- Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с онр в подготовительной к школе группе.
- Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов доу.
- Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с онр.
- Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с онр.
- Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи Карточка 1. Условные обозначения
- Карточка 2. Звук у
- Карточка 3. Звук а
- Карточка 4. Звук и
- Карточка 5. Звук о
- Карточка 6. Звук э
- Карточка 7. Звук ы
- Карточка 8. Гласные звуки
- Карточка 9. Звук л
- Карточка 10. Звук т
- Карточка 11. Согласные звуки
- Карточка 12. Звуки п — т — к
- Карточка 13. Звук х
- Карточка 14. Звук хь
- Карточка 15. Звук ль
- Карточка 16. Звук й
- Карточка 17. Звук б
- Карточка 18. Звук д
- Карточка 19. Звук г
- Карточка 20. Звук с
- Карточка 21. Звук сь
- Карточка 22. Звук з
- Карточка 23. Звук зь
- Карточка 24. Звук ц
- Карточка 25. Звук ш
- Карточка 26. Звук ж
- Карточка 27. Звук ч
- Карточка 28. Звук щ
- Карточка 29. Звук л
- Карточка 30. Звук р
- Карточка 31. Звук рь
- Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)
- Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
- Автоматизация звуков л и ль
- Автоматизация звуков р и рь
- Карточка 4. Звук у и буквы у, у
- Карточка 5. Звук м и буквы м, м
- Карточка б. Звук о и буквы о, о
- Карточка 7. Звук п и буквы п, п
- Карточка 8. Звук т и буквы т, m
- Карточка 9. Звук к и буквы к, к
- Карточка 10. Звук э и буквы э, э
- Карточка 11. Звук и и буквы н, н
- Карточка 12. Звук х и буквы X, х
- Карточка 13. Звук ы и буква ы
- Карточка 14. Звук ф и буквы ф, ф
- Карточка 15. Звук б и буквы б, б
- Карточка 16. Звук д и буквы д, д
- Карточка 17. Звук г и буквы г, г
- Карточка 18. Звук в и буквы в, в
- Карточка 19. Звук л и буквы л, л
- Карточка 20. Звук и и буквы и, и
- Карточка 21. Звук с и буквы с, с
- Карточка 22. Звук з и буквы 3, з
- Карточка 23. Звук ш и буквы ш, ш
- Карточка 24. Звук ж и буквы ж, ж
- Карточка 25. Звук щ и буквы щ, щ
- Карточка 26. Звук р и буквы р, р
- Карточка 27. Звук ц и буквы ц, ц
- Карточка 28. Звук ч и буквы ч, ч
- Приложение 5 Речевой материал по лексико-грамматическим темам Первый период обучения
- Второй период обучения
- Третий период обучения
- Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
- 1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
- 2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
- 3. Тексты для пересказа
- 4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
- 5. Тексты для драматизации
- 6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
- 7. Тексты для составления рассказов-описаний
- Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
- 1. Занятие-развлечение
- 2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
- 3. Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»
- 4. Занятие-досуг «Умники и умницы»
- 5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
- Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Литература