logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

3. Тексты для пересказа

Кошка (Е. Чарушин)

...Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Вопросы.

Кого поймала кошка Маруська?

Что делает кошка? Почему?

Кто есть у кошки?

Что делает котеночек?

Творческие задания.

1.   В пересказе дать описание кошки и котенка.

2.   Придумать начало рассказа.

3.   Составить загадку про кошку.

Собака (Е. Чарушин)

У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает — за это все его любят да сытно кормят.

Вопросы. Где живет Шарик? Какая шуба у собаки? За что любят Шарика?

Творческие задания.

1.   Рассказать от 1-го лица о своей собаке.

2.   Составить описание собаки.

3.   Придумать продолжение рассказа.

Белка (Е. Чарушин)

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Вопросы.

Почему белка не боится холода?

Почему белка не боится охотников летом?

Что делает белка летом?

Что делает белка зимой?

Творческие задания.

1.  Рассказать о жизни белки в лесу летом.

2.  Закончить предложения.

Не страшен белке... . У нее серенькая шубка... . Белка грибы..., шишки... .

3.        Подобрать эпитеты к словам:

Белка (какая?) запасливая, проворная, ловкая, юркая; шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.

4.        Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения.

У волка волчий хвост, а у белки — .... У лисы лисий хвост, а у зайца — ... .

Заяц (Б. Чарушин)

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы.

Какая у зайца шуба зимой?

Как шуба спасает зайку?

Почему зайка ждет лета?

Какая шубка у зайки летом?

Когда охотники охотятся на зайцев?

Творческие задания.

1.  Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.

2.  Вставить пропущенные предлоги. Заяц убегает ... охотника.

Заяц прячется ... кустом.

Сидит и трясется ... страха.

Ждет, когда охотники пройдут ... куста.

3.        Составить слова с разными приставками.

Бежать — прибежал, убежал, выбежал, перебежал, подбежал и т.д.

Как голубь учился гнездо вить (Литовская сказка. Пер. Н.Паншиной)

Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить.

Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:

-   Могу, могу, могу!

Рассердился дрозд и сказал:

-   Ну, коли сам можешь, чего же просишь? — и улетел восвояси.

А голубок так и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.

Вопросы.

Зачем голубь позвал дрозда?

Почему дрозд улетел?

Какое гнездо сделал себе голубь?

Творческие задания.

1.   Придумать другую концовку сказки.

2.   Инсценировать сказку.

Дружба (Сказка)

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга.

Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту.

Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик — под густую ветку ели.

Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.

Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.

Творческие задания.

1.   Ответить на вопрос: почему белочка и зайчик узнают друг друга только летом?

2.   Придумать продолжение сказки.

3.   Пересказать сказку по опорным предметным картинкам.

4.   Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных где живет: лиса — в норе, белка — в дупле и т.д.

Заяц и черепаха (Ингушская сказка)

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но, пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что лежа на месте и от черепахи можно отстать.

Вопросы.

О чем поспорили заяц и черепаха?

Что делала черепаха?

Что делал заяц?

Почему черепаха оказалась первой у цели?

Творческие задания.

1.   Придумать сказку про лису и ежа.

2.   Составить словесный портрет зайца, черепахи.

3.   Инсценировать сказку.