3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
Нарушение связной речи — один из симптомов общего недоразвития речи.
У детей I уровня речевого развития связной речи нет, имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим.
Недостаточность речи детей II уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2 — 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни.
III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.
При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.
В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
- Предисловие
- Глава I. Развитие речи в онтогенезе
- 1.1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
- 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
- 1.3. Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава II. Современные представления об общем недоразвитии речи
- 2.1. Понятие об общем недоразвитии речи
- 2.2. Клиническая типология дошкольников с онр
- 2.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава III. Характеристика речи детей с онр
- 3.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с онр
- Результаты предварительной беседы с детьми.
- Результаты беседы и анкетирования родителей.
- Результаты обследования строения и функций речевого аппарата.
- Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов.
- 3.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с онр
- 3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Изучение детей с онр
- 4.1. Обследование вербальных процессов у дошкольников
- 4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия
- Исследование внимания
- Im7 im9 im11Исследование памяти
- Исследование мышления
- Исследование моторики
- 4.3. Речевая карта обследования Контрольные вопросы и задания
- Глава V. Организация работы логопеда в группе детей с онр
- 5.1. Документация логопеда в группе детей с онр
- 5.2. Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с онр
- Глава 2 посвящена изучению детей с онр:
- 5.3. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VI. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
- 6.1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия
- Первый год обучения
- Второй год обучения.
- 6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
- 6.3. Методика обучения грамоте
- 6.4. Развитие лексико-грамматических представлений
- 6.5. Формирование связной речи
- Контрольные опросы и задания
- Глава VII. Совместная деятельность специалистов доу комбинированного вида
- 7.1. Совместная деятельность логопеда и воспитателя
- 7.2. Содержание и структура проведения логопедических досугов
- 7.3. Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
- Социальная характеристика семьи
- Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- Содержание курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с онр
- Тема 10. Обследование речи детей с онр.
- Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с онр.
- Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с онр.
- Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с онр в подготовительной к школе группе.
- Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов доу.
- Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с онр.
- Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с онр.
- Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи Карточка 1. Условные обозначения
- Карточка 2. Звук у
- Карточка 3. Звук а
- Карточка 4. Звук и
- Карточка 5. Звук о
- Карточка 6. Звук э
- Карточка 7. Звук ы
- Карточка 8. Гласные звуки
- Карточка 9. Звук л
- Карточка 10. Звук т
- Карточка 11. Согласные звуки
- Карточка 12. Звуки п — т — к
- Карточка 13. Звук х
- Карточка 14. Звук хь
- Карточка 15. Звук ль
- Карточка 16. Звук й
- Карточка 17. Звук б
- Карточка 18. Звук д
- Карточка 19. Звук г
- Карточка 20. Звук с
- Карточка 21. Звук сь
- Карточка 22. Звук з
- Карточка 23. Звук зь
- Карточка 24. Звук ц
- Карточка 25. Звук ш
- Карточка 26. Звук ж
- Карточка 27. Звук ч
- Карточка 28. Звук щ
- Карточка 29. Звук л
- Карточка 30. Звук р
- Карточка 31. Звук рь
- Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)
- Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
- Автоматизация звуков л и ль
- Автоматизация звуков р и рь
- Карточка 4. Звук у и буквы у, у
- Карточка 5. Звук м и буквы м, м
- Карточка б. Звук о и буквы о, о
- Карточка 7. Звук п и буквы п, п
- Карточка 8. Звук т и буквы т, m
- Карточка 9. Звук к и буквы к, к
- Карточка 10. Звук э и буквы э, э
- Карточка 11. Звук и и буквы н, н
- Карточка 12. Звук х и буквы X, х
- Карточка 13. Звук ы и буква ы
- Карточка 14. Звук ф и буквы ф, ф
- Карточка 15. Звук б и буквы б, б
- Карточка 16. Звук д и буквы д, д
- Карточка 17. Звук г и буквы г, г
- Карточка 18. Звук в и буквы в, в
- Карточка 19. Звук л и буквы л, л
- Карточка 20. Звук и и буквы и, и
- Карточка 21. Звук с и буквы с, с
- Карточка 22. Звук з и буквы 3, з
- Карточка 23. Звук ш и буквы ш, ш
- Карточка 24. Звук ж и буквы ж, ж
- Карточка 25. Звук щ и буквы щ, щ
- Карточка 26. Звук р и буквы р, р
- Карточка 27. Звук ц и буквы ц, ц
- Карточка 28. Звук ч и буквы ч, ч
- Приложение 5 Речевой материал по лексико-грамматическим темам Первый период обучения
- Второй период обучения
- Третий период обучения
- Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
- 1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
- 2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
- 3. Тексты для пересказа
- 4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
- 5. Тексты для драматизации
- 6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
- 7. Тексты для составления рассказов-описаний
- Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
- 1. Занятие-развлечение
- 2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
- 3. Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»
- 4. Занятие-досуг «Умники и умницы»
- 5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
- Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Литература