Im7 im9 im11Исследование памяти
Память является одним из важнейших познавательных процессов, а также одним из параметров одаренности. Вместе с тем низкий уровень развития памяти не является показателем отставания интеллектуального развития ребенка.
Для характеристики памяти используются:
а) объем запоминаемой информации;
б) время ее хранения;
в) быстрота запоминания;
г) точность запоминания.
Память может быть непосредственной (механической) или опосредованной (с помощью предметов, знаков, помогающих запомнить предложенный материал).
Дети 4 — 5 лет имеют образную память (им легче запоминать картинки, образы предметов), у более старших детей развивается вербальная память (они могут запомнить и воспроизвести 5 — 6 простых слов).
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Объем непосредственной образной памяти можно проверить с помощью ряда картинок, предлагая упражнения «Чего не стало?», «Что изменилось?»: для запоминания предъявляются семь — десять картинок, затем дети определяют, какие картинки убраны или переставлены местами (для детей 3 — 5 лет).
При использовании методики «10 предметов» (формат листа А-4, предметные картинки достаточно крупного размера, удалены друг от друга на некоторое расстояние) детям предлагается запомнить изображенные предметы, можно их назвать при рассматривании, дается установка на запоминание: «Через некоторое время я у тебя спрошу, какие предметы нарисованы на этом листе». Через 20 — 30 мин ребенок должен назвать все нарисованные предметы. Считается низким результатом, если ребенок может вспомнить один—три предмета, хорошим — четыре — шесть предметов.
Для детей 5 — 6 лет может использоваться тест «10 слов».
Ребенку дается установка на запоминание; медленно и четко произносят ряд слов, не связанных между собой, ребенок должен их повторить, его ошибки исправляют и записывают. Предложенные слова ребенок произносит до тех пор, пока весь ряд не будет им воспроизведен правильно, после чего ему предлагают еще раз послушать все слова. Через 20 — 30 мин проверяют, сколько слов ребенок запомнил.
При анализе результатов количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания.
Нормой является, если ребенок называет четыре-пять слов при первом воспроизведении и запоминает весь ряд после двух-трех повторений, при контрольном же (отсроченном) воспроизведении может вспомнить пять—семь слов.
Для обследования опосредованной памяти используется тест «Пиктограмма». Детям предлагается ряд слов, для облегчения запоминания которого можно каждое слово (на листе А-4) изобразить каким-нибудь рисунком или знаком (но не буквами). На каждый рисунок отводится 1 — 2 мин. Через 20 — 30 мин детям предъявляются их рисунки, они должны вспомнить те слова, которые им были продиктованы.
Количество правильно воспроизведенных слов говорит об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти: в норме почти стопроцентное воспроизведение.
- Предисловие
- Глава I. Развитие речи в онтогенезе
- 1.1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
- 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
- 1.3. Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава II. Современные представления об общем недоразвитии речи
- 2.1. Понятие об общем недоразвитии речи
- 2.2. Клиническая типология дошкольников с онр
- 2.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава III. Характеристика речи детей с онр
- 3.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с онр
- Результаты предварительной беседы с детьми.
- Результаты беседы и анкетирования родителей.
- Результаты обследования строения и функций речевого аппарата.
- Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов.
- 3.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с онр
- 3.3. Характеристика связной речи у детей с онр
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Изучение детей с онр
- 4.1. Обследование вербальных процессов у дошкольников
- 4.2. Обследование невербальных процессов Исследование восприятия
- Исследование внимания
- Im7 im9 im11Исследование памяти
- Исследование мышления
- Исследование моторики
- 4.3. Речевая карта обследования Контрольные вопросы и задания
- Глава V. Организация работы логопеда в группе детей с онр
- 5.1. Документация логопеда в группе детей с онр
- 5.2. Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с онр
- Глава 2 посвящена изучению детей с онр:
- 5.3. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VI. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
- 6.1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия
- Первый год обучения
- Второй год обучения.
- 6.2. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков
- 6.3. Методика обучения грамоте
- 6.4. Развитие лексико-грамматических представлений
- 6.5. Формирование связной речи
- Контрольные опросы и задания
- Глава VII. Совместная деятельность специалистов доу комбинированного вида
- 7.1. Совместная деятельность логопеда и воспитателя
- 7.2. Содержание и структура проведения логопедических досугов
- 7.3. Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
- Социальная характеристика семьи
- Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- Содержание курса «Общее недоразвитие речи»
- I раздел. Введение в курс
- II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с онр
- Тема 10. Обследование речи детей с онр.
- Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с онр.
- Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с онр.
- Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с онр в подготовительной к школе группе.
- Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с онр.
- Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с онр.
- Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов доу.
- Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с онр.
- Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с онр.
- Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи Карточка 1. Условные обозначения
- Карточка 2. Звук у
- Карточка 3. Звук а
- Карточка 4. Звук и
- Карточка 5. Звук о
- Карточка 6. Звук э
- Карточка 7. Звук ы
- Карточка 8. Гласные звуки
- Карточка 9. Звук л
- Карточка 10. Звук т
- Карточка 11. Согласные звуки
- Карточка 12. Звуки п — т — к
- Карточка 13. Звук х
- Карточка 14. Звук хь
- Карточка 15. Звук ль
- Карточка 16. Звук й
- Карточка 17. Звук б
- Карточка 18. Звук д
- Карточка 19. Звук г
- Карточка 20. Звук с
- Карточка 21. Звук сь
- Карточка 22. Звук з
- Карточка 23. Звук зь
- Карточка 24. Звук ц
- Карточка 25. Звук ш
- Карточка 26. Звук ж
- Карточка 27. Звук ч
- Карточка 28. Звук щ
- Карточка 29. Звук л
- Карточка 30. Звук р
- Карточка 31. Звук рь
- Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)
- Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
- Автоматизация звуков л и ль
- Автоматизация звуков р и рь
- Карточка 4. Звук у и буквы у, у
- Карточка 5. Звук м и буквы м, м
- Карточка б. Звук о и буквы о, о
- Карточка 7. Звук п и буквы п, п
- Карточка 8. Звук т и буквы т, m
- Карточка 9. Звук к и буквы к, к
- Карточка 10. Звук э и буквы э, э
- Карточка 11. Звук и и буквы н, н
- Карточка 12. Звук х и буквы X, х
- Карточка 13. Звук ы и буква ы
- Карточка 14. Звук ф и буквы ф, ф
- Карточка 15. Звук б и буквы б, б
- Карточка 16. Звук д и буквы д, д
- Карточка 17. Звук г и буквы г, г
- Карточка 18. Звук в и буквы в, в
- Карточка 19. Звук л и буквы л, л
- Карточка 20. Звук и и буквы и, и
- Карточка 21. Звук с и буквы с, с
- Карточка 22. Звук з и буквы 3, з
- Карточка 23. Звук ш и буквы ш, ш
- Карточка 24. Звук ж и буквы ж, ж
- Карточка 25. Звук щ и буквы щ, щ
- Карточка 26. Звук р и буквы р, р
- Карточка 27. Звук ц и буквы ц, ц
- Карточка 28. Звук ч и буквы ч, ч
- Приложение 5 Речевой материал по лексико-грамматическим темам Первый период обучения
- Второй период обучения
- Третий период обучения
- Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
- 1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
- 2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
- 3. Тексты для пересказа
- 4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
- 5. Тексты для драматизации
- 6. Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
- 7. Тексты для составления рассказов-описаний
- Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
- 1. Занятие-развлечение
- 2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
- 3. Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»
- 4. Занятие-досуг «Умники и умницы»
- 5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
- Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Литература