logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

Социальная характеристика семьи

Изучив социальную характеристику семьи, логопед может сделать вывод о ее эмоциональной атмосфере. Влияние эмоциогенных факторов на психомоторику, развитие речи детей логопеду необ im58ходимо учитывать, если он хочет создать оптимальные условия для их нормальной учебной деятельности. По мнению В.А.Аверина, нет ни одного ребенка, который бы не реагировал на действие эмоциогенных факторов.

У некоторой части детей, находящихся в эмоционально неблагополучной обстановке, продуктивность деятельности практически не изменяется, другие же оказываются вообще неспособными к какой-либо деятельности. Страдает вся система их взаимоотношений с окружающими. Для 26 % детей из таких семей характерен пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. У ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с родителями, его внутренний мир закрыт для взрослых.

В семьях с атмосферой конфликтов и скандалов тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность можно назвать активно-оборонительным. Дети воспроизводят зеркально стиль отношений в семье. Поведение таких детей характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью, неумением идти на компромиссные решения, дети не умеют сдерживать свои эмоции, любые замечания, адресованные им, вызывают агрессивный отпор.

На поддержку со стороны родителей дети не рассчитывают, они готовы к наказаниям; порицания, укоры принимают, затаиваясь и озлобляясь.

Третья группа детей, по исследованиям В.А.Аверина, отличаясь слабостью нервных процессов, в ответ на резкие, непосильные для них воздействия реагируют физиологическими нарушениями, такими, как энурез или заикание.

Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования (логопеда, психолога, воспитателей). На этом собрании родители знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности (математические представления, развитие речи, конструктивные и изобразительные навыки и т. д.), а также с требованиями программы массовой группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в I класс.

Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. (В приложении 8 даны образцы памяток для родителей по выполнению домашних заданий.)

Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопедов и воспитателей. Некоторые из них проявляют обеспокоенность и активно включаются в коррекционно-воспитательный процесс, другие, к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

Третье собрание проводится в январе, когда родителей знакомят с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Можно провести открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей) или предложить родителям ответить на вопросы анкеты 2 или 3 (см. приложение 8), обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

Примерные этапы подготовки родительского собрания могут быть следующими.

1.        Анкетирование по теме собрания.

Проводится за две-три недели до собрания, результаты анализируются, после чего используются в ходе собрания.

2.Подготовка выставок, конкурсов и т.п. по теме собрания.

3.Проведение заседания родительского комитета (за две-три недели, лучше за один месяц до проведения собрания), на котором утверждаются план и форма проведения собрания, распределяются обязанности членов родительского комитета по подготовке и проведению собрания.

Эти обязанности могут включать:

работу по оформлению помещения, где занимаются дети; организацию и подготовку анкет, тестов, обобщение опыта семейного воспитания и т. п.

Этапы проведения собрания включают:

1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.

2. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.

3. Показ открытых занятий или их фрагментов.

4. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.

5. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают фронтальные и индивидуальные.

im60 Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Перед очередной консультацией, за одну-две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения. Приведем здесь примерный перечень тематических консультаций:

-   готовность детей к звуковому анализу;

-   постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

-   обучение детей с ОНР рассказыванию;

-   обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй половине дня. На этих консультациях он демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Родители во время занятий с детьми имеют более широкие возможности дать им опыт практического наблюдения. Дети в домашних условиях не только на глаз и на ощупь определяют, например, форму, размер, цвет, твердость или мягкость предметов; если предмет знакомства — пищевые продукты, они могут попробовать их на вкус, убедиться в сочности одних овощей и фруктов и несочности других, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережевывании различных видов пищи — принять непосредственное участие в любом из предложенных предметных действий.

Преимущества непосредственного опыта очевидны и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно видеть в часы занятий.

Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики, а также отвечающие теме сюжетно-ролевые игры, определяют режимные моменты, которые позволяют использовать данный материал.

Описанные в настоящем разделе формы работы с родителями эффективно применяются логопедами в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте понятие «социальная характеристика семьи».

2.Охарактеризуйте типы неправильного семейного воспитания.

3.Каковы основные направления работы логопеда с родителями?

4.Конкретизируйте тематику и этапы подготовки и проведения родительских собраний.

5.Перечислите и охарактеризуйте формы наглядной информации для родителей.

Приложения

Приложение 1 Программа по спецкурсу «общее недоразвитие речи» для специальных педагогических (дефектологических) отделений средних и высших учебных заведений

Обсуждена и утверждена на кафедре логопедии факультета коррекционной педагогики МПГУ.

Автор-составитель — кандидат педагогических наук Г. Р. Шашкина.

Под редакцией профессора Е. В. Оганесяна.

Пояснительная записка

Курс «Общее недоразвитие речи» относится к циклу дисциплин, дающих студентам знания и умения по организации коррекционной работы в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Курс состоит из двух разделов, включающих лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Усвоение содержания курса опирается на знание студентами основ анатомии, физиологии, патологии человека, невропатологии и нейрофизиологии, специальной психологии, логопедии.

На практических занятиях в процессе изучения содержания и форм коррекционной работы у студентов формируется умение самостоятельно организовывать коррекционно-педагогическую работу в группе для детей с общим недоразвитием речи специального дошкольного образовательного учреждения. Студенты учатся определять структуру нарушения звукопроизношения и состояние фонематического восприятия, особенности лексико-грамматического строя речи, связной речи у детей с общим недоразвитием речи, планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.

В первом разделе «Введение в курс "Общее недоразвитие речи"» студенты знакомятся с основными теоретическими понятиями, историей возникновения термина «общее недоразвитие речи», контингентом группы для детей с общим недоразвитием речи.

Во втором разделе рассматривается методика работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В этом разделе студенты знакомятся с содержанием работы логопеда в группе, особенностями организации и средствами коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), моделируют фронтальные и индивидуальные логопедические занятия по преодолению общего недоразвития речи.

Каждый раздел включает контрольные и практические задания, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов.

Курс решает следующие задачи:

1.   Дать основные понятия об общем недоразвитии речи, об особенностях речи детей с разным уровнем речевого развития.

2.   Представить психолого-педагогическую характеристику и клиническую типологию детей с общим недоразвитием речи.

3.   Раскрыть методику работы логопеда в группе для детей с общим недоразвитием речи ДОУ.

4.   Дать студентам практические навыки и умения по планированию и проведению коррекционно-педагогической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.