logo
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Знакомство студентов с этапами работы над постановкой звука. Упражнения артикуляционной гимнастики, содержание и методика проведения. Постановка свистящих звуков, приемы постановки. Постановка шипящих и сонорных звуков, приемы постановки. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Дифференциация смешиваемых звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости, по месту образования, по способу образования. М.Ф.Фомичева, Г.А.Каше о приемах постановки звуков речи.

Знакомство студентов с системой работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия. Цели и задачи работы. Этапы формирования фонематического восприятия. Методика работы по формированию фонематического восприятия. Анализ работ Г.А.Каше, М.Ф.Фомичевой, Л.В.Успенской, Т.А.Ткаченко, Н.В.Дуровой.

Практическое занятие.

Составление и анализ конспектов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Составление и анализ занятий по дифференциации смешиваемых звуков. Звуки с—з, сь — зь, льй, рл и др.

Методические приемы и дидактический материал для занятий. «Домашние тетради» Н. В. Новоторцевой или В.В.Коноваленко; «Учись говорить правильно» Л. В.Успенской.

Анализ работы Н.В.Дуровой «Формирование фонематического слуха у детей» (М., 1996). Обследование фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР Т. А. Ткаченко — «Если дошкольник плохо говорит». Методика работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.