Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Пояснительная записка
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение (национальный региональный компонент) к программе «Мир открытий» составлено с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности:
Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками Республики Татарстан и Российской Федерации, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% основная часть и 20% вариативная часть. Общий объем обязательной части Программы установлен в соответствии с возрастом воспитанников:
для групп детей младшего, среднего дошкольного возраста – 60%
для групп детей старшего дошкольного возраста – 80%
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
Цели и задачи воспитательно-образовательной деятельности по направлениям деятельности
Физическое развитие. (Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»)
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных и подвижных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Альметьевска;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
Социально-личностное развитие. (Образовательные области «Безопасность», «Социализация», «Труд»)
Использование национально-регионального компонента в социально-личностном развитии ребенка включает:
- развитие у детей игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность Республики Татарстан, мир взрослых людей;
- формирование у детей представлений о профессиях взрослых, работающих на предприятиях города Альметьевска;
- знакомство с особенностями детей других национальностей народов Поволжья;
- ознакомление с природой родного края; ознакомление с явлениями общественной жизни;
- привитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города;
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи и других специальных служб города Альметьевска.
Познавательно-речевое развитие. (Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»)
Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:
- воспитание у детей познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Альметьевска;
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах;
- ознакомление детей с произведениями художественной литературой и произведениями устного народного творчества: сказками, преданиями, легендам, пословицами, поговорками, загадками; воспитание интереса и любви к произведениям татарского, русского народа и народов, проживающих в Республике Татарстан;
- формирование у детей целостной картины мира, расширение общего кругозора детей, воспитание культуры познания и интеллектуальной активности, использование возможностей народной и музейной педагогики.
Художественно-эстетическое развитие (Образовательные области «Музыка», «Художественное творчество»)
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:
- создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие у детей продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Татарстан, в город Альметьевске.
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарского, русского и других народов.
Стратегическая цель: создать условия для полноценного физического, психологического и социального развития и здоровья детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.
Миссия МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»:
- воспитать здорового выпускника, адаптированного к социуму, ребёнка гармонично взаимодействующего с окружающим миром;
- обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребёнка с учётом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развивать восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.
Модель выпускника:
- результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения;
- основной критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса, соотнесение полученных результатов с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатов.
Модель выпускника МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска» складывается из четырёх основных направлений развития:
- физического;
- познавательно-речевого;
- социально-личностного;
- художественно-эстетического.
Педагогический коллектив МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска» выбрал работу в своей образовательной деятельности по всем четырём направлениям.
Структура личности детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, художественного, физического.
1. Проектируемый образ выпускника соотнесен с федеральными государственными требованиями дошкольного образования, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.
2. В образ выпускника включены как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.
3. Основные параметры подготовленности выпускника изложены, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.
4. Образ выпускника – это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.
5. Образ выпускника МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»» спроектирован с учетом федеральных государственных требований, образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это способствует укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.
Индивидуальные особенности развития | Физическое развитие | Развитие психических процессов. |
Состояние физического здоровья: группа здоровья; перенесенные заболевания; период после болезни. Творческие способности: музыка; рисование; художественный труд. Коррекция: физических отклонений; речи; психических отклонений. | Ребенок: - в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; - имеет представление о своем физическом облике и здоровье; - владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает | Интеллектуальное развитие. Ребенок: способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальная зрелость. Ребенок: понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками Личностные качества. эмоциональность; креативность; произвольность; инициативность; самостоятельность; ответственность; самооценка; свобода поведения |
Таким образом, выпускник ДОУ – психически и физически здоровый ребёнок, адаптированный к социуму, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. У выпускника ДОУ сформирована психологическая готовность к школе, хорошо развиты восприятие, воображение, художественно-творческая деятельность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Часть 1 (обязательная)
- Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
- Пояснительная записка
- Общие сведения об учреждении
- Возрастные особенности детей
- Комплектование групп на 2012-2013 учебный год
- Режим работы детского сада
- Кадровый потенциал в 2013-2014 учебном году:
- Повышение квалификации
- Социальный статус семей воспитанников
- Учебно-материальное обеспечение
- Медико-социальное обеспечение
- Информационно-методическое обеспечение
- Психолого-педагогическое обеспечение
- Взаимодействие детского сада с другими учреждениями
- Финансово-экономическое обеспечение
- Условия реализации образовательной программы доу
- Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
- Цели и задачи деятельности доу по реализации основной образовательной программы
- Принципы и подходы к формированию общеобразовательной Программы
- Особенности осуществления образовательного процесса программы
- Структура учебного года
- Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня по мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»
- Возрастные образовательные нагрузки на детей в соответствии с психофизическими особенностями
- Часть 1. (обязательная часть)
- Возрастные особенности детей. Первая младшая группа
- Вторая младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная к школе группа
- 1.2. Организация режима пребывания детей в доу
- Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
- Объём времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению Программы в течение дня
- Распределение содержания образовательных областей, осваиваемых детьми 3-7 лет в процессе образовательной деятельности в группах
- Распределение времени, отведенного на реализацию непосредственной образовательной деятельности педагогов с детьми 2-7 лет в течение недели в группах
- Режим дня второй младшей группы № 2
- Режим дня первой младшей группы № 3
- Режим дня для второй младшей группы № 4
- Режим дня второй младшей группы № 11
- Режим дня средней группы № 5
- Режим дня средней группы № 7
- Режим дня старшей группы № 12
- Режим дня старшей группы № 8
- Режим дня старшей группы № 6
- Режим дня подготовительной к школе группы № 9
- Режим дня подготовительной к школе группы № 10
- Примерный режим дня для первой младшей группы (летний период)
- Режим дня для второй младшей группы (летний период)
- Режим дня для средней группы (летний период)
- Режим дня для старшей группы (летний период)
- 1.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
- Формы образовательной деятельности мбдоу «црр-д/с № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»
- 1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
- 1.5. Примерное комплексно-тематическое планирование
- 1.6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)
- Мониторинг детского развития
- Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
- 2.1. Организация работы по приоритетному направлению
- Содержание работы доу по образовательным областям Программы
- 2.2. Взаимодействие детского сада и семьи
- 2.3. Преемственность в работе детского сада и школы
- 2.4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с проблемами развития
- 2.5. Пособия по образовательным областям
- 7. Образовательная область «Коммуникация»
- 9. Образовательная область «Художественное творчество»
- 10. Образовательная область «Музыка»
- Пособия для групп раннего возраста
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Изучение интегративных качеств
- Часть Программы, разработанная с учетом национального регионального компонента. Пояснительная записка.
- I и II младшая группы
- Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в I младшей и во II младшей группе
- Средняя группа
- Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в средней группе
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Список литературы