Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Расширять представления детей о родной стране; о государственных (Новый год, День защитников Отечества, День Победы, 8 Марта) и народных (Сюмбеля, Навруз, Сабантуй) праздниках.
Дать сведения о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа. Почитать обычаи народов Республики Татарстан.
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Прививать любовь к музыке, живописи, литературе, искусству народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан)
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)
| ||
1 | Здоровье | Воспитание у детей сознательного отношения к своему городу. Своему здоровью, стимулирование желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни, используя устное народное творчество своего народа и народов разных национальностей (Чувашия, Башкортостан, Россия). Развитие самоконтроля у детей по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий, построенных на основе народных музыкальных подвижных игр и эстафет. |
2 | Физическая культура | Ознакомление с башкирскими и чувашскими народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые татарские и русские народные подвижные игры, доводить их до конца. Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. |
3 | Социализация | Формирование представлений о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа; почитания обычаев и традиций башкирского, чувашского народа. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки играть, трудиться, заниматься сообща, стремления радовать старших хорошими поступками. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей. |
4 | Труд | Обеспечение самостоятельного, быстрого и аккуратного выполнения процессов самообслуживания (одеваться и раздеваться, складывать одежду), поддержания порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного. Приобщение к коллективной трудовой деятельности, поощрение проявления готовности помочь другим людям в процессе труда. Расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости. Продолжение формирования представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, через ознакомление с трудовыми традициями и обычаями татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Поощрение самостоятельности, настойчивости, ответственности при выполнении трудовых процессов; разделение с ребенком чувства удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувства гордости, поддерживать стремление получить от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде. |
5 | Безопасность | Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Совершенствование правил поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах: быть скромным, сдержанным, громко не разговаривать, соблюдать порядок, чистоту; уступать место в транспорте старшим и младшим. Формирование осторожного отношения к опасным для человека ситуациям в окружающем мире. |
6 | Чтение художественной литературы | Ознакомление с художественной литературой, устным творчеством татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Подведение детей к пониманию смысла поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образного содержания сказок, нравственного смысла изображённого. Формирование интонационной выразительности в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей татарского, русского, чувашского, башкирского народов, совершенствование умений рассказать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. |
7 | Познание | Воспитание дружественных чувств к народам других национальностей. Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с историей, культурой, традицией и природой народов Поволжья (Чувашия, Башкортостан). Расширение кругозора детей при изучении информационного, наглядного материала о столице и других городов РТ. |
8 | Музыка | Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (русск.), курай (башкир), волынка («сарпай» - чув.), комуз («кубыз» - тат). |
9 | Художественное творчество | Продолжение знакомства с татарским орнаментом: гвоздика, трехлистник. Расширение представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (тканые изделия, кожаная мозаика) Ознакомление с гжельской росписью, с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки) Формирование представлений об орнаменте и о национальной одежде башкирского и чувашского народов. Побуждение желания создавать узоры на бумажных силуэтах, в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка) одежды и головных уборов (кокошник, платок, пояс, калфак, сурпан) и предметов быта (ковер, салфетка, полотенце) |
10 | Коммуникация | Воспитание культуры общения. Совершенствование диалогической речи. Общение с взрослыми и детьми в повседневной жизни на татарском и русском языках. |
Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в старшей группе.
Месяц | Физическое развитие. (физическая культура, здоровье)
| Социально-личностное развитие. (безопасность, социализация, труд) | Познавательно-речевое развитие. (познание, чтение художественной литературы, коммуникация)
| Художественно-эстетическое развитие. (музыка, художественное творчество)
|
Альметьевск, Татарстан
| ||||
Сентябрь | Игры. «Колечко», «Так, да и нет..», «Маляр и краски», «Летели, летели», «Мәликә»
| Беседы. «Самые красивые места, достопримечательности родного города» «Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду» (противопожарная безопасность) Обзорная экскурсия по музею в ДОУ
Дид.игра «Составь узор»
| Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Уйный-уйный үсәбез» Сказки. «Глупый волк»,пер.Р. Ахметова; «Как Таз рассказывал падищаху небылицу» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой; Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак»,пер.Е.Муравьева; Проза. А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой; Литературные сказки. А. Гаффар. «Червяк идет в гости»; Для заучивания наизусть. Г.Тукай. «Наша семья», пер. Е. Тушновой. | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «С добрым утром…», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина. Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой. Пение: «Петух», муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина. Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева. Изодеятельность. Лепка. «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) «Друзья для Нечкэбиль» (украшение калфака) Рисование. «Поспешим на помощь краскам» (Украшение платка для эби) Праздник. “Белем бәйрәме” |
Октябрь | Игры. «Лисички и курочки», «Жмурки» | Беседы. «Традиции и культура татарского народа» «Старые виды ремесла: плетение и ткачество”
| Сказки. «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова; «Зухра-йолдыз» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Э. Шарифуллина. «Хочу быть шофером», пер. Е. Муравьева; Проза. Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета; Литературные сказки. Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова; Для заучивания наизусть М.Джалиль «Петушок» | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина Слушание музыки «Осень». Пение «Көз, көз, әйт әле». Изодеятельность. Лепка. «Я слепил бэлеш» Аппликация. «Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак). Рисование. «Украсим Айсылу платьице». «Лирический танец»,татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева. Праздник. «Сюмбелэ» |
Ноябрь | Игры. «Скок-перескок», «Займи место» «Горшки продаем» | Беседы. «Татарский растительный орнамент», «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй», «Как жили наши предки»
| Песенки. Игровой фольклор. «Лисонька …», пер. Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина; Сказки. «Три дочери», обраб. С. Гильмутдиновой Произведения татарских писателей и поэтов. Поэзия. Ш. Галеев. «Воспитанный»,пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева; Проза. Ф. Зариф. «Сладкое лето» ,пер. Н. Бурсаковой; Литературные сказки. Г. Галеев. «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть А.Кари. «Дедушка Мороз»,пер. Е. Муравьева. | Музыка. Слушание: Р. Яхина «Көз». Изодеятельность Аппликация. «Украшение полотенца». Рисование. «Роспись блюда». Праздник. Драматизация по произведениям А. Алиша (силами детей)
|
Башкортостан | ||||
Декабрь | Игры. «Липкие пеньки», «Юрта» | Беседы. «Традиции и культура башкирского народа» «Достопримечательности столицы Башкортостан -Уфы». «Как рубашка в поле выросла», «Гостеприимные башкиры» | Сказки. «Медведь и пчелы» «Алп-батыр» «Сказка о курае» «Егет, звавший на помощь нужду»
| Музыка. Слушание башкирских народных мелодий. Знакомство с башкирским музыкальным инструментом: «Курай». Пение «Кыш бабай». Изодеятельность Лепка. «Путешествие в сказку» (герой башкирских сказок) Аппликация. «Украшение башкирской национальной одежды». Рисование. «Башкирский ковер» Праздник. «Яңа ел» |
Россия | ||||
Январь - апрель | Игры. « Гуси-лебеди», « Мышеловка», « Мы веселые ребята», « Гори, гори ясно!» « Как у дядьки Трифона», « Золотые ворота», « По малину»
| Беседы. «Традиции и культура русского народа» «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»; «Русские народные промыслы» Дидактические игры. « Русский наряд для куклы», « Сложи узор», « Дымковское лото», « Русское лото». Словесно-дидактические: « Летает, не летает» « Кто любит? » “ Закончи пословицу» | Сказки. «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», « Сивка- Бурка», « Царевна- лягушка», « Хаврошечка».
| Музыка. Заучивание колыбельных песен. Пение русских народных песен: « Как у наших у ворот», « А я по лугу», « Ты скажи, скажи, воробышек», « Ворон»,» « Андрей- воробей». Слушание гимна России. Знакомство с музыкальным инструментом «Трещотка». Игра на них. Изодеятельность. Рисование. « Косынка для куклы» (дымковская роспись), « Узор на полосе» (городецкая роспись), «Голубое чудо гжели» Аппликация. «Украшение кокошника для русской красавицы» Лепка. « Сказочная птица» (дымковская игрушка) Праздник. «Деревенская ярмарка». Развлечение. «Встреча со сказкой» (инсценировка детей). |
Татарстан | ||||
Февраль | Игры. «Серый волк», «Жмурки», «Тимербай» «Чума үрдәк, чума каз».
| Беседы. «О названиях улиц на которых живут дети », «Двор, о котором мечтаю во сне», «Они защищали наше Отечество».
| Сказки. «Саран и Юмарт» «Зилян» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен; Р. Миннуллин. «Стою я на посту», Ф. Карим. «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой. Проза. А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина; Литературные сказки. Для заучивания наизусть Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева. | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Науруз, Науруз…», пер. Р. Ягафарова Знакомство с музыкальным инструментом «Гармун». Пляска с пиалами. Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные Изодеятельность. Лепка. «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация. «Тюбетейка для дедушки». Рисование. «Украшение фартука». Праздник. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы). |
Чувашия | ||||
Март | Игры. «Хищник в море», «Тили-рам?», «Рыбки», «Сирелер» («Расходитесь») | Беседы. «Традиции и культура чувашского народа» | Сказки. «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова «Вот будет здорово!» «Красавица Плаги» «Приметливый портной» | Музыка. Пение: «Әнилэр бәйрәме», «Яз килә». Знакомство с национальным инструментом «сарпай» - волынка. Изодеятельность. Лепка. Чувашское национальное блюдо-хуплу. Аппликация. «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки). Рисование. «Разные-разные сурпаны». Праздник. «Масленица» «Науруз» |
Татарстан | ||||
Апрель | Игры. «Спутанные кони», «Кто первый?». | Беседы. «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) «Татарская вышивка», «Витамины нашего края укрепляют организм»
| Сказки. «Кто сильный?», «Старик и лиса» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Проза. А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной. Литературные сказки. Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники». Для заучивания наизусть Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером» | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Науруз, Науруз…», пер. Р. Ягафарова Слушание «Вальс», муз. С.Сайдашева. Пение «Пришла весна» муз. Дж. Файзи. Танец «Потанцуем», муз. А. Абдуллина. Изодеятельность. Лепка. «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Аппликация. «Ичиги для мамы» Рисование. «Кукла в национальном костюме». Праздник. «Тукай безнең белән» |
Республики Поволжья | ||||
Май | Игры. «Тюбетейка» | Беседа. «Край мой - Татарстан»
| Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Б.Рахмат «На сабантуе» Для заучивания наизусть Х.Халиков «С добрым утром!» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» | Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Венок дружбы» |
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Часть 1 (обязательная)
- Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
- Пояснительная записка
- Общие сведения об учреждении
- Возрастные особенности детей
- Комплектование групп на 2012-2013 учебный год
- Режим работы детского сада
- Кадровый потенциал в 2013-2014 учебном году:
- Повышение квалификации
- Социальный статус семей воспитанников
- Учебно-материальное обеспечение
- Медико-социальное обеспечение
- Информационно-методическое обеспечение
- Психолого-педагогическое обеспечение
- Взаимодействие детского сада с другими учреждениями
- Финансово-экономическое обеспечение
- Условия реализации образовательной программы доу
- Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
- Цели и задачи деятельности доу по реализации основной образовательной программы
- Принципы и подходы к формированию общеобразовательной Программы
- Особенности осуществления образовательного процесса программы
- Структура учебного года
- Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня по мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»
- Возрастные образовательные нагрузки на детей в соответствии с психофизическими особенностями
- Часть 1. (обязательная часть)
- Возрастные особенности детей. Первая младшая группа
- Вторая младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная к школе группа
- 1.2. Организация режима пребывания детей в доу
- Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
- Объём времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению Программы в течение дня
- Распределение содержания образовательных областей, осваиваемых детьми 3-7 лет в процессе образовательной деятельности в группах
- Распределение времени, отведенного на реализацию непосредственной образовательной деятельности педагогов с детьми 2-7 лет в течение недели в группах
- Режим дня второй младшей группы № 2
- Режим дня первой младшей группы № 3
- Режим дня для второй младшей группы № 4
- Режим дня второй младшей группы № 11
- Режим дня средней группы № 5
- Режим дня средней группы № 7
- Режим дня старшей группы № 12
- Режим дня старшей группы № 8
- Режим дня старшей группы № 6
- Режим дня подготовительной к школе группы № 9
- Режим дня подготовительной к школе группы № 10
- Примерный режим дня для первой младшей группы (летний период)
- Режим дня для второй младшей группы (летний период)
- Режим дня для средней группы (летний период)
- Режим дня для старшей группы (летний период)
- 1.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
- Формы образовательной деятельности мбдоу «црр-д/с № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»
- 1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
- 1.5. Примерное комплексно-тематическое планирование
- 1.6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)
- Мониторинг детского развития
- Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
- 2.1. Организация работы по приоритетному направлению
- Содержание работы доу по образовательным областям Программы
- 2.2. Взаимодействие детского сада и семьи
- 2.3. Преемственность в работе детского сада и школы
- 2.4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с проблемами развития
- 2.5. Пособия по образовательным областям
- 7. Образовательная область «Коммуникация»
- 9. Образовательная область «Художественное творчество»
- 10. Образовательная область «Музыка»
- Пособия для групп раннего возраста
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Изучение интегративных качеств
- Часть Программы, разработанная с учетом национального регионального компонента. Пояснительная записка.
- I и II младшая группы
- Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в I младшей и во II младшей группе
- Средняя группа
- Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в средней группе
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Список литературы