logo
Шпорилы

8. Самоуправление в коллективе

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.

Самоуправлениеспецифическая организация коллективной дея­тельности, которая основана на развитии самостоятельности де­тей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей Оно развив только тогда,когда уч-ся оказ в ситуации выбора и сами опр пути решения поставл цели.. По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:

- адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотно­шений в коллективе);

- интегративную (дает возможность сочетать коллективные и ин­дивидуальные виды деятельности; объединяет усилия педагогов, родителей, детей для результативной деятельности);

- прогностическую (помогает определить реальные перспективы на основе диагностики и рефлексии);

- освоения управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важ­ного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответствен­ности).

Самоуправление в детском коллективе начинается с определе­ния деятельности: им руководствуются при создании управлен­ческих структур, распределении обязанностей. Общее собрание коллектива выбирает органы самоуправления (ученический коми­тет, совет дела, штаб и т.п.) и определяет их полномочия. Полу­чая какое-то поручение, каждый ребенок должен хорошо пред­ставлять круг своих обязанностей и видеть возможности для вы­полнения этой работы. Самоуправление предполагает, что дети осознают отношения свободы и ответственности.

И.П.Иванов разработал методику самостоятельной организа­ции деятельности: подготовка дел при помощи созданных сове­тов; работа инициативных групп; следование алгоритму коллек­тивной творческой деятельности; сменность лидеров; сменность традиционных поручений между микроколлективами. Эти методы действенны в любом детском коллективе. Педагогу следует помнить, что без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности в нем.