13. Дискуссия как форма воспитательной работы.
Сегодняшней социальной ситуации свойственны плюрализм мнений, взаимодействие различных точек зрения, диалог и даже полилог. Поэтому и дискуссионные формы воспитательной работы занимают значимое место в целостном воспитательном процессе. Означая в буквальном переводе (лат. discussio) исследование, обсуждение, дискуссия предполагает коллективное обсуждение какого-либо социально или личностно значимого вопроса или проблемы, по которым в данной аудитории имеются различные точки зрения. Это открытый, свободный, заинтересованный обмен мнениями.
Дискуссии наиболее полно отвечают психологическим особенностям юношеского возраста, его потребностям, интересам, стремлениям. К этому периоду формируются мировоззренческие позиции личности, система нравственных ценностей. Уровень интеллектуального развития позволяет старшеклассникам дискутировать по серьезным жизненным вопросам, проблемам жизнедеятельности коллектива и социума.
Технологические аспекты подготовки и проведения дискуссионных форм работы включают в себя:
определение проблемы для обсуждения и формулировку темы. Тема не должна быть слишком общей, неконкретной и в то же время чересчур прямолинейной, но актуальной для данной аудитории, соответствующей возрастным особенностям;
подготовка дискуссии включает в себя выбор инициативной группы (совета дела) и ведущего. Личность ведущего (а именно уровень его интеллектуальной и коммуникативной культуры) во многом определяет успех дискуссии. Во время подготовки уточняется тема дискуссии. С помощью различных видов опроса изучается отношение участников к исследуемой проблеме, определяется круг вопросов по раскрытию темы. Они должны быть немногочисленными, направленными на выявление сходства или различия явлений, анализ и обобщение фактов, побуждающими к самостоятельной мыслительной деятельности. Существенным моментом подготовки дискуссии является определение правил ведения дискуссии, приглашение гостей;
проведение дискуссии может начинаться вступительным словом ведущего, данными предварительного опроса или другими способами «завязки» диалога. Далее идет обсуждение вопросов в порядке их расположения, выслушиваются все точки зрения, после чего ведущий делает обобщение;
итог дискуссии не предполагает общего согласия. Участники могут остаться при своих мнениях. Результат в обмене мнениями, аргументации, уточнении сути проблемы и вариантов ее разрешения.
Вариантами дискуссионных форм являются «Сократовские беседы», «Свободный микрофон», «Философский стол» и др.
- 1Мвр как раздел пед.Структура воспитательного процесса
- 2.Воспитательная работа
- 3. Целеполагание в воспитательном процессе
- 4.Институт кл руководства.Права и обязанности классного руководителя
- 5.Изучение воспитанности школьников
- 6. Методы и методики изучения личности школьника.
- 8. Самоуправление в коллективе
- 11. Сущность и основные признаки одаренности.
- 12Пути и формы работы с одаренными детьми
- 13.Классификация форм воспитательной работы
- 13. Дискуссия как форма воспитательной работы.
- 15. Дискуссия
- 16-15 Игра
- 19. Сущность и основные признаки деловой игры. Методика подготовки и проведения деловых игр.
- 20.Воспитательное дело
- 24.Формы взаимодействия педагогов и родителей
- 25.Назначение, функции плана. Требования к планированию
- 26.Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:
- 14Методика организации коммуникат деят школьников.Метод основы беседы,рассказа.
- 16Условия эффективности дискуссии. Многообразие дискуссионных форм работы.
- 17Сущность игровой деятельности и ее роль в развитии личности школьника
- 18 Виды игр.Методика игровой деятельности школьников
- 23Функции воспитателя в работе с родителями
- 9Сущн и осн признаки трудновоспит
- 2.Основные направления развития воспитания
- 6 Методы и методики изучения личности школьника
- 1. Эмпирические методы
- 2.1. Опрос