logo
Шпорилы

13. Дискуссия как форма воспитательной работы.

Сегодняшней социальной ситуации свойственны плюрализм мнений, взаимодействие различных точек зрения, диалог и даже полилог. Поэтому и дискуссионные формы воспитательной работы занимают значимое место в целостном воспитательном процессе. Означая в буквальном переводе (лат. discussio) исследование, обсуждение, дискуссия предполагает коллективное обсуждение какого-либо социально или личностно значимого вопроса или проблемы, по которым в данной аудитории имеются различные точки зрения. Это открытый, свободный, заинтересованный обмен мнениями.

Дискуссии наиболее полно отвечают психологическим особенностям юношеского возраста, его потребностям, интересам, стремлениям. К этому периоду формируются мировоззренческие позиции личности, система нравственных ценностей. Уровень интеллектуального развития позволяет старшеклассникам дискутировать по серьезным жизненным вопросам, проблемам жизнедеятельности коллектива и социума.

Технологические аспекты подготовки и проведения дискуссионных форм работы включают в себя:

 определение проблемы для обсуждения и формулировку темы. Тема не должна быть слишком общей, неконкретной и в то же время чересчур прямолинейной, но актуальной для данной аудитории, соответствующей возрастным особенностям;

 подготовка дискуссии включает в себя выбор инициативной группы (совета дела) и ведущего. Личность ведущего (а именно уровень его интеллектуальной и коммуникативной культуры) во многом определяет успех дискуссии. Во время подготовки уточняется тема дискуссии. С помощью различных видов опроса изучается отношение участников к исследуемой проблеме, определяется круг вопросов по раскрытию темы. Они должны быть немногочисленными, направленными на выявление сходства или различия явлений, анализ и обобщение фактов, побуждающими к самостоятельной мыслительной деятельности. Существенным моментом подготовки дискуссии является определение правил ведения дискуссии, приглашение гостей;

 проведение дискуссии может начинаться вступительным словом ведущего, данными предварительного опроса или другими способами «завязки» диалога. Далее идет обсуждение вопросов в порядке их расположения, выслушиваются все точки зрения, после чего ведущий делает обобщение;

 итог дискуссии не предполагает общего согласия. Участники могут остаться при своих мнениях. Результат в обмене мнениями, аргументации, уточнении сути проблемы и вариантов ее разрешения.

Вариантами дискуссионных форм являются «Сократовские беседы», «Свободный микрофон», «Философский стол» и др.