logo
Учебник Семушина Л

2.1. Понятие технологии обучения

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Термин «технология», имеющий технократическое значение, в течение длительного времени «пробивал себе дорогу» и признание применительно к педагогическому процессу. Он правомерно отторгался педагогами - сторонниками точки зрения, что педагогическая деятельность сродни искусству и поэтому не может быть жестко регламентирована, технологизирована. Люди, причастные к технике, инженерному делу, наоборот, настаивали на возможности выбора и жесткого применения наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения, обеспечивающих оптимальный вариант решения педагогической задачи. В начале 1980-х годов Минвузом СССР были изданы рекомендации о создании учебно-методического комплекса по предмету, частью которого была, в частности, учебно-технологическая карта, представляющая собой жестко составленный план проведения учебного занятия с точно установленным временем и жестко предписанными методами и средствами обучения. Однако учебно-технологические карты не получили широкого применения в практике преподавания в средних специальных учебных заведениях. Опытные, творчески работающие преподаватели прямо игнорировали их, справедливо утверждая, что с каждой учебной группой приходится работать по-своему.

Тем не менее термин «технология обучения» все чаще стал использоваться в педагогической среде. После выхода в свет книги польского педагога Ф. Янушкевича «Технология обучения в выс-

шей школе» термин был признан, появилась литература, где этот термин был взят в заголовок1.

Следует заметить, что термин «технология» стал использоваться в области образования в разных словосочетаниях: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология воспитания», «технология обучения», имеющих разное смысловое значение.

Предметом нашего рассмотрения является технология обучения, смысл названия которой определяется понятием «обучение». А оно представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, результатом которой являются освоение студентом системы знаний, умений и навыков, развитие его познавательных способностей, овладение опытом профессиональной и творческой деятельности.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Однако технологии обучения как некие дидактические системы, отдающие предпочтение тем или иным формам, методам и средствам, могут выступать и как самостоятельные педагогические категории, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Некоторые из них получили общепринятое название, например «программированное обучение», «проблемное обучение».

Как рождаются новые технологии?

Разработке новой технологии, как правило, предшествуют новые потребности (цели) общества, научные открытия или результаты научных исследований. Так, возникновению программированного обучения предшествовали развитие кибернетики и информатики, создание электронной вычислительной техники. Возникновению и развитию проблемного обучения - исследование закономерностей развития мышления, учение Л.С.Выготского о «ближайшей зоне развития». Предпосылкой к формированию деятельностного подхода в обучении и возникновению теоретических позиций о контекстном обучении, о моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе послужило развитие философских и психологических исследований по проблемам человеческой деятельности.

Путь становления новой педагогической технологии обычно такой: потребности общества - фундаментальные исследования в области психологии - прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий - отражение их в учебно-программной и учебно-методической документации.

Так, разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в области человеческой деятельности как философского, так и психологического плана (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, К.А.Абульханова-Славская, Э. Г. Юдин, М. С. Каган и др.). Изучение индивидуального стиля деятельности, психолого-педагогических основ профессиональной и учебной деятельности, типов и места задач в процессе обучения позволило вплотную приступить к разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Результаты исследований нашли документальное (административное) решение в виде разработки квалификационных характеристик специальностей, включения в учебные планы новых учебных дисцип- I лин, ориентированных на овладение профессиональной деятельностью («Основы педагогического мастерства», «Основы инженерной деятельности», «Основы изобретательства» и др.), введения новых форм организации учебного процесса (межпредметные практикумы, деловые игры, проблемные межпредметные семинары, комплексные экзамены по специальности и др.).

Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.

Научные предпосылки к разработке новых технологий есть. В центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки - создание личностно ориентированных технологий обучения. В отличие от предыдущего примера о моделировании профессиональной деятельности в этом направлении уже приняты и административные решения: например, в образовательных стандартах ссузов значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, введены наряду с обязательными элективные курсы (дисциплины по выбору), причем доля последних составляет более 20% в нор-

мативах учебного плана. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Но еще не разработаны соответствующие личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения.

В рамках научно-технической деятельности создана мощная база средств, ориентированных на удовлетворение требований этой новой, еще не созданной технологии обучения. Речь идет о научном и практическом решении проблемы информатизации общества и информатизации образования.

Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательных систем информационными средствами, технологиями и продукцией. Однако новые информационные технологии являются не чем иным, как средством обучения. И оно будет востребовано и использовано студентами и преподавателями лишь тогда, когда будет создана соответствующая технология обучения, побуждающая и даже принуждающая студентов к пользованию новыми информационными технологиями. Мы можем затратить немалые средства на разработку собственно информационных технологий, которая и так ведется в рамках научных исследований по информатизации общества, но не достигнем в процессе обучения сколько-нибудь значительных результатов, если не будет соответствующих технологий обучения.

Задача высшей и средней специальной школы состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на органическое использование, применение в учебном процессе новых информационных технологий. Предпосылки к этому уже есть - увеличены объемы самостоятельной работы, введены элективные курсы. Занятия с преподавателями должны обеспечить мотивационную психологическую подготовку к самостоятельной деятельности, а также формирование учебных умений и навыков работы с современными информационными средствами и базами данных на локальном, региональном и международном уровне. Можно предположить, что органичное включение соответствующих заданий в изучение любых учебных курсов даст лучшие результаты, нежели создание специальных учебных курсов типа «Информатизация общества и новые информационные технологии», но эти вопросы требуют отдельного изучения и проверки.

Разработка технологии обучения преподавателем - это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений препо-

давателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую преподаватель, как правило, не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия.

Но поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов и средств обучения, остановимся на них более подробно.