logo
Учебник Семушина Л

2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс.

Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный материал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение учащихся в учении, однако она не может быть универсальной, так как недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько коллективов (бригад или звеньев), которые выполняют одинаковые или различные задания. Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Число учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек, но чаще средняя численность 3-5 учащихся). Групповая работа учащихся может применяться при решении задач и упражнений, выполнении лабораторных и практических работ, при изучении нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.

При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащегося и особенно целесообразна для таких видов работ, в которых мо-

гут ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности учащихся. При одних и тех же задачах обучения, подобрав систему индивидуализированных заданий, можно отрегулировать темп работы в соответствии с личными возможностями учащихся.

Индивидуальные формы успешно применяются при программированном обучении, а также с целью углубления знаний и восполнения пробелов в изучении материала у учащихся. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработки умений самостоятельно работать.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

В средних специальных учебных заведениях используются следующие виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся. Совокупность организационных форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования довольно специфична. Она существенно отличается от классно-урочной системы, принятой в общеобразовательной школе, и от курсовой системы в высшем учебном заведении.

Классно-урочная система, сложившаяся в школе, характеризуется объединением учащихся в постоянные группы численностью 30-40 человек. Основной формой организации учебного процесса является урок продолжительностью 45 минут, занятия ведутся по строгому стабильному расписанию, согласно учебному плану, которым закреплено постоянное недельное число часов на каждый учебный предмет в течение учебного года.

Курсовая система, установившаяся в дневных и вечерних высших учебных заведениях, характеризуется строгим графиком учебного процесса с распределением всех дисциплин учебного плана, учебной и производственной практики, а также зачетов и экзаменов по курсам и семестрам. Курсовая система обучения предполагает многообразие видов учебных занятий, проводимых с различными по составу коллективами обучающихся: лекции - с потоками (курсами) студентов; практические, лабораторные, семинарские занятия - с группами и подгруппами студентов; спецсеминары, факультативы - с группами, сформированными по интересам; различные виды практики - с отдельно сформированными группами и т. д.

Специфика организации обучения в средних специальных учебных заведениях заключается в своеобразном сочетании организационных форм обучения, применяемых как в общеобразователь-

ной, так и в высшей школе. Это обусловлено тем, что деятельность средней специальной школы направлена, с одной стороны, на обеспечение среднего общего образования, а с другой - на профессиональную подготовку. Такое сочетание организационных форм в наиболее полной мере соответствует возрастным особенностям учащихся, так как в техникумах обучаются учащиеся разного возраста. Таким образом, совокупность организационных форм обучения в средних специальных учебных заведениях является разнообразной, гибкой и подвижной. Выбор организационных форм обучения и их сочетание зависят прежде всего от дидактических целей и содержания обучения. Специфика учебного материала требует определенных форм организации учебного процесса.

В техникуме выбор организационных форм обучения в значительной мере определен учебно-программной документацией (учебными планами и учебными программами). Перед преподавателями ставится задача отобрать содержание обучения в полном соответствии с дидактическими целями запланированных организационных форм. Наряду с этим преподаватели сталкиваются с проблемой самостоятельного выбора видов (форм) учебных занятий (урока, лекции, семинарских занятий, экскурсий), и только глубокое понимание взаимосвязей между дидактическими целями, . содержанием и особенностями той или иной организационной формы обучения позволяет избрать наиболее целесообразные. Поэтому знание характеристик основных форм организации учебного процесса, их дидактических целей, требований к отбору содержания учебного материала и методика их проведения во многом определяют педагогическое мастерство преподавателя.

Ведущим признаком для классификации организационных форм обучения служат их дидактические цели, которые определяются (диктуются) полнотой цикла педагогического управления и руководства учебной деятельностью учащихся. Цикл включает подготовку учащихся к овладению новым материалом, усвоение новой информации, выполнение упражнений и решение задач для овладения умениями и навыками, контроль и корректировку.

Как правило, каждая организационная форма обучения имеет несколько дидактических целей, однако среди них могут быть выделены ведущие. В них заключено главное назначение той или иной организационной формы, например лекции, которая позволяет решить комплекс дидактических целей - предъявление новых знаний, их систематизацию и обобщение. Однако ведущая дидактическая цель лекции - предъявление учебной информации. На практических занятиях у учащихся закрепляются и систематизируются знания, однако ведущей дидактической целью является формирование практических умений.

Содержание обучения в средних специальных учебных заведниях специфично по своим целям. Его можно разделить по на-

правленности содержания и конечным результатам на теоретическое и практическое обучение.

Основная цель теоретического обучения - вооружение учащихся системой знаний, практического - формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно. Неправомерно было бы думать, что процесс формирования умений - это какой-то изолированный от овладения знаниями процесс. В основе умений лежит знание; овладение умениями способствует упрочению, более глубокому осознанию учебного материала, формированию системы знаний с многообразными связями.

Тем не менее теоретическому и практическому обучению присущи свои организационные формы обучения.

Следует сразу отделить формы организации учебного процесса от форм внеклассной учебной работы. К формам организации учебного процесса в техникуме относятся те, которые обеспечивают изучение и освоение студентами учебного программного материала; к формам организации внеклассной учебной работы - те, которые обеспечивают овладение знаниями и умениями сверх учебных программ и направлены на расширение кругозора учащихся, на развитие у них познавательных интересов, технического творчества и др. Формами организации внеклассной учебной работы являются предметные кружки, кружки технического творчества, экспериментально-конструкторские бюро, а также различные конференции, диспуты, встречи с производственниками, конкурсы, олимпиады, смотры и т. д.

К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения - лабораторные и практические занятия, учебная, технологическая и преддипломная практика.

Практическое обучение в зависимости от степени самостоятельности при выполнении заданий и содержания обучения складывается из нескольких типов: первоначального овладения профессиональными умениями на практических занятиях и во время учебной практики, приближенной к производственным условиям, и совершенствования профессиональных умений в процессе технологической и преддипломной практики.

Некоторые виды учебных занятий, например курсовое и дипломное проектирование, имеют двойную направленность: в работе над курсовыми и дипломными проектами систематизируются знания и формируются умения.

Кроме перечисленных организационных форм обучения в учебном процессе используются различные формы контроля и проверки знаний, умений и навыков, такие, как контрольные работы, зачеты, семестровые и переводные экзамены, государственные экзамены, защита дипломных проектов. Проверка знаний, умений и навыков

осуществляется и в других формах организации учебной работы: на уроках, лабораторных, практических и семинарских занятиях, в процессе практического обучения, курсового и дипломного проектирования. Однако их дидактические цели представляют собой комплекс, включающий и обучение и проверку знаний; контрольные работы, зачеты и экзамены - это специфические формы учебного процесса, направленные прежде всего на проверку знаний и умений.

Таким образом, в структуре процесса обучения можно выделить три группы организационных форм:

формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;

формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся;

формы контроля знаний и умений учащихся1.

Каждая из организационных форм обучения обладает определенными особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса обучения.