К читателям
В сложных условиях радикальных социально-экономических перемен в обществе среднее профессиональное образование оказалось достаточно жизнестойким: число студентов увеличилось, возникли и получили достаточно широкое распространение новые специальности, особенно в гуманитарной области, активно разрабатывались новые технологии обучения, много усилий было приложено к тому, чтобы усовершенствовать содержание среднего профессионального образования.
Наиболее значительными событиями последнего десятилетия в системе стали введение Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и создание двухуровневой системы подготовки специалистов среднего звена - базового и повышенного уровня.
Данное пособие адресовано преподавателям и руководителям средних специальных учебных заведений, не имеющим педагогического образования, и ставит своей целью показать сущность, смысл и особенности тех педагогических явлений, которые связаны с содержанием образования и технологиями обучения.
Закон РФ «Об образовании» расширил возможности учебных заведений, предоставил им право самостоятельно разрабатывать учебные планы и учебные программы на основе Государственного образовательного стандарта, но тем самым и повысил их ответственность за конечный результат подготовки. Разработка профессиональных образовательных программ (учебно-программной документации) по специальностям требует от работников средних специальных учебных заведений не только знания практических процедур создания учебно-программной документации, но и понимания проблем, связанных с этой предметной областью.
Содержание образования, содержание обучения, взаимосвязь между содержанием и технологией обучения, роль преподавателя в проектировании, корректировке и обновлении содержания с учетом условий учебного процесса - именно этому кругу вопросов авторы отводят основное внимание.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие