logo
Учебник Семушина Л

1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях

В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня - рабочие и специалисты. Профессиональное образование - неотъемлемое звено системы непрерывного образования - выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности. В России в настоящее время ежегодно выпускается более 500 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием. Их доля в общей структуре занятого в отраслях экономики и социальной сферы населения составляет более 33% и с каждым годом увеличивается.

Проблема цели образования всегда была актуальной не только для педагогики, но и для философии, политики, экономики. Цель - определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание и методы и является решающим критерием для измерения эффективности педагогических действий.

Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества на данном этапе развития и представляет собой «социальный заказ» как на профессионала-специалиста, так и на личность, отвечающую современным нормам общежития в обществе.

Нормативно цели образования определены государственными документами, и прежде всего Законом РФ «Об образовании». В нем для каждого уровня системы образования сформулированы конкретные цели, которые отражаются в образовательных программах, определяющих содержание обучения и воспитания.

В ст. 23 Закона говорится: «Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования»1.

Для сравнения посмотрим, как сформулирована цель высшего образования: «Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования»2.

Как видим, различие состоит в уровне подготовленности специалистов для предстоящей трудовой деятельности.

Цель имеет две взаимосвязанные стороны: обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности специалиста и духовное развитие личности. Всякая попытка свести профессиональное образование только к профессиональному научению, обеспечению процессуальной стороны подготовки даже на очень высоком уровне, но в ущерб духовному развитию личности, есть не что иное, как технократия в педагогике.

В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) цели конкретизированы и представлены в виде главных задач учебного заведения:

«...удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием...»1.

Что касается профессиональной подготовки, то определенный интерес представляют тенденции формирования и развития перечня специальностей в системе среднего профессионального образования.

Перечень специальностей - это, в сущности, поле деятельности специалистов со средним профессиональным образованием. Изменение перечня специальностей связано с общими тенденциями развития производства, техники, культуры, сферы услуг в обществе. В настоящее время он насчитывает 287 специальностей, объединенных в 29 профессиональных групп. Каждая профессиональная группа характеризуется родством профессий, принадлежностью к одной профессии или близким.

Профессия - устойчивый род трудовой деятельности, требующий не только определенного круга знаний и умений, но и одинаковых общепрофессиональных знаний. Сущность профессионального принципа формирования групп специальностей состоит в том, что каждая специальность может быть отнесена к той или иной профессии: геолога, металлурга, химика, машиностроителя, строителя, медицинского работника, педагога и т.д. По профессиональному, а не по отраслевому признаку и формируется группа специальностей, например «Металлургия», «Химическая технология», «Энергетика» и др. Формиро-

вание групп по профессиональному признаку имеет существенное значение для определения общего для группы специальностей содержания общепрофессионального образования.

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда - как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов.

В сфере образования специальность указывает прежде всего на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например, «Металлургия цветных металлов», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Дошкольное образование», «Сестринское дело»). Получение образования по специальности - это овладение совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.

В практике иногда пользуются термином «специалист широкого профиля», предполагая, что такой специалист может найти широкое применение своих знаний и умений в сфере труда.

Специалист широкого профиля мобилен, что важно как в условиях ускорения научно-технического прогресса, так и в условиях неопределенности спроса на специалистов.

Понятие «специалист широкого профиля» означает разнообразие возможности применения труда специалиста.

В рамках специальности могут быть выделены специализации. Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе производство испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающих этапах обучения (на III—IV курсах). Так, специализация может представлять собой разделение функций, а может означать разделение объектов труда.

В основе формирования специальностей среднего профессионального образования и объединения их в группы лежит так называемый функционально-объектный подход, суть которого состоит в том, что в основе специальности, во-первых, лежит функция (деятельность), которую предстоит выполнять специалисту; во-вторых, предмет (объект), на который обращена эта деятельность. Так, например, специальность называется «Технология машиностроения», что означает подготовку специалиста прежде всего к технологической функции, которая в данном случае обращена на создание машин (машиностроение) в соответствии с наименованием специаль-

ности. Аналогичным образом формируются специальности любой группы, например «Преподавание в начальных классах» (группа «Образование»), «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» (группа «Строительство») и т. п.

Ориентация на функцию позволяет специалисту более основательно освоить общие закономерности технологической деятельности, например в области машиностроения, и перенести ее на любой другой объект производства, что особенно характерно для технических специальностей. Еще в 1987 г. группа специальностей в области машиностроения насчитывала более 100 наименований. Круг специальностей постоянно расширялся за счет включения новых объектов труда. Вместе с тем начиная с 1960-х гг. возникла новая тенденция, связанная с выравниванием технического уровня отраслей промышленности, унификацией и стандартизацией производства, которая побудила к интеграции специальностей, основанной на общности знаний и умений специалистов, выполняющих одну и ту же функцию (например, технологов, конструкторов) на различных предприятиях и даже в разных отраслях промышленности. Так, если в перечне 1960-х гг. имелись специальности по квалификации «техник-технолог»: «Машины и оборудование предприятий сахарной и крахмало-паточной промышленности», «Машины и оборудование предприятий хлебопекарной, макаронной и кондитерской промышленности», «Машины и оборудование предприятий жировой промышленности», «Машины и оборудование бродильных производств и винодельческой промышленности», «Машины и оборудование предприятий консервной промышленности», «Машины и оборудование табачных фабрик», то в перечне 1970-х гг. все они слились в одну специальность «Машины и оборудование предприятий пищевой промышленности»; в 1980-х гг. произошел следующий этап интеграции и появилась новая, более широкая специальность «Производство машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности». Основанием для интеграции послужила общность профессиональных функций техника-технолога в области машиностроения. Учитывая, что специалист со средним профессиональным образованием разрабатывает тех­нологический процесс на изготовление отдельных деталей машин, а не создает целостную систему с особым целевым назначением, обусловленным какими-то особыми потребительскими свойствами, этот процесс функционально не отличается в любой отрасли машиностроения, вследствие чего следует ожидать дальнейшей интеграции специальностей в области технологии машиностроения, где общие основы профессиональной подготовки едины, а различие состоит лишь в конечном результате труда не одного работника, а всей совокупности специалистов.

Потребность в интегрированных специальностях обусловлена и переходом к рыночным отношениям, что предполагает развитие

как свободного рынка товаров и услуг, так и свободного рынка труда, где при узкой специальности меньше возможности найти соответствующее квалификации рабочее место. Наличие же широкого профиля подготовки, фундаментализация образования повышают профессиональную мобильность выпускника учебного заведения, позволяют специалисту быстро перестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требованиям конкретного рабочего места, путем или самообразования, или переподготовки в среднем специальном либо высшем учебном заведении, либо в профессиональном центре.

Профессиональная мобильность - это способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, с одного участка на другой), способность быстро овладевать новыми технологиями или техникой.

Проблема обеспечения профессиональной мобильности особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений, имеющейся в стране безработицы. Профессиональная мобильность может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по специальным дисциплинам. На примерах конкретной специальности можно изучать общие закономерности и принципы профессиональной деятельности, общие принципы устройства машин и механизмов, других средств производства, общие требования к организации труда. Соответствующим образом должна быть построена и методика обучения, направленная на овладение обобщенными способами действия (анализ ситуации, устройства, механизма; выбор решения из набора готовых, предлагаемых инструкциями, предписаниями; проектирование деятельности - постановка задач, выбор форм, методов и средств решения задачи; выявление возможных трудностей в предстоящей деятельности и др.).

Возникновение новых специальностей - закономерное явление, ибо связано с появлением новых отраслей труда. Так, в 60-х гг. были специальности: «Монтаж и эксплуатация парогенерирующих установок атомных электростанций», «Эксплуатация и наладка станков с программным управлением», «Технология оптических Деталей», «Эксплуатация автоматических устройств водохозяйственных систем», «Производство микроэлектронных устройств», «Медицинская оптика», «Многоканальная электрическая связь», «Нефтепромысловая химия», «Прикладная математика».

Развитие сферы услуг также вело к дифференциации специальностей: появляются такие, как «Гостиничное хозяйство», «Организация авиационных перевозок», «Архивоведение», «Музыкальное воспитание», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика».

Преобладание гуманитарных специальностей продиктовало определенную тенденцию в «социальном заказе» - ориентацию на решение социальных проблем, удовлетворение социальных запросов и нужд населения. Так, в последние годы в группе «Образование» открыты новые специальности: «Домашнее образование», «Социальная педагогика», «Педагогика дополнительного образования», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Изучение развития перечней специальностей среднего профессионального образования позволяет сделать вывод, во-первых, о постоянном открытии новых специальностей, что связано с развитием науки, техники и производства; во-вторых, о непрерывном процессе интеграции-дифференциации специальностей, причем для современного этапа характерны интеграция технических специальностей и дифференциация специальностей в сфере услуг.

В результате обучения в среднем специальном учебном заведении выпускнику присваивается квалификация техника, учителя, медицинской сестры и др.

Квалификация - это уровень и вид профессиональной обученности, характеризующие возможности специалиста решать определенные классы профессиональных задач. Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент среднего специального учебного заведения, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику, определяющих место специалиста в области производства, требования к его гражданственным, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.