2.5. Выбор технологии обучения
В самом начале этого раздела мы дали определение технологии обучения, в котором говорится, что это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Преподаватель сам выбирает (разрабатывает) технологию обучения. Проанализировав в предыдущих параграфах категории: «методы обучения», «средства обучения», «организационные формы обучения», постараемся показать, как же складывается технология обучения, какие бывают технологии, дадим характеристику некоторых новых технологий.
В литературе даются разные классификации технологий обучения. Они отличаются друг от друга разными основаниями для классификации. Так как мы в определении в качестве ведущего элемента на первое место ставим цель обучения, на которую направлена технология, то и классификация, представленная нами далее, имеет в своей основе разные цели обучения.
Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация (структурирование) в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.
Выбор (разработка) технологии зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения
(учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса.
Рассмотрим эти основные факторы.
Приоритетность целей образования. В процессе обучения обычно реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдается предпочтение, что и обусловливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих.
Можно выделить такие широко используемые технологии:
- информационно-развивающие (когнитивные), ориентированные на прочное усвоение большого запаса информации, формирование стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями;
-направленные на развитие мыслительной активности (развивающее, проблемное обучение);
-деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);
-личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе.
Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно разные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используются разные.
1. Информационно-развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации. Ориентация при разработке технологий - на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими.
Технологии содержат в тех или иных сочетаниях изложение преподавателем учебной информации, лекционно-семинарский метод; самостоятельное изучение литературы, программированное обучение; применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации, в том числе и из международных фондов.
2. Деятельностные технологии. Ведущая цель - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий - на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Технологии включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах), моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение, организацию профессионально ориентированной учебно-исследовательской работы.
3. Развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Ориентация при разработке технологий - на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.
Технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях), проблемные лекции, проблемные семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные, учебно-исследовательские работы, организационно-деятельностные игры, организацию коллективной мыслительной деятельности (КМД) в малых и больших группах.
4. Личностно ориентированные технологии. В настоящее время в связи с новой образовательной парадигмой приоритетной целью стала направленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебном процессе. Соответствующим образом активизировалась и разработка технологий в этом направлении. Многие из них еще не получили своих названий, поэтому в тексте дано лишь обозначение их в виде кратких описаний.
Ведущая цель - формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Ориентация при разработке технологии - на развитие активности личности в учебном процессе.
Технологии содержат такие элементы, как установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и соответствующая организация учебного процесса; установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и соответствующая организация учебного процесса; опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам, основанная на использовании информационных технологий); индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов, работа по индивидуальным учебным планам в своем темпе); индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования); программированное обучение (каждый работает в своем темпе); учебно-исследовательская работа, организованная таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (использование информационных технологий); использование автоматизированных обучающих систем в учебном процессе; проективное образование (предполагающее самостоятельное проектирование студентом своего учебного про-
цесса, своей образовательной траектории на основе учебного плана по конкретной специальности с установлением своего темпа работы - обучение по индивидуальному учебному плану).
Влияние содержания обучения на выбор технологии. Существенно важным при определении (выборе) технологии является содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основывающиеся на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны преимущественно для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения применяются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, разные практикумы и др.).
Учет состава обучающихся при разработке технологии обучения. Среди признаков, определяющих выбор технологии, важное место занимают особенности состава обучающихся: их возраст (а отсюда степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); уровень их подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, на первых и последующих этапах обучения); количество обучающихся (различия в технологии индивидуального обучения, обучения малыми группами, обучения в учебной группе, потоковое обучение, массовое обучение - заочное, по телевидению и т. п.); физическое состояние обучающихся - инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом их физических возможностей).
Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии. Уровень развития учебно-материальной базы также влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе реализуется только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию не только мысленно, но и имея надлежащее оснащение как в виде тренажеров, так и в виде подбора необходимых комплектов нормативной документации для каждого работающего индивидуально или в малой группе. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного парка и программного обеспечения. Применение новых информационных технологий требует соответствующей базы данных или включения в общую систему информатизации региона, страны. Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.
Поскольку информационно-развивающие и развивающие (проблемные) технологии достаточно детально описаны в литературе и давно уже используются в практике средних специальных учебных заведений, рассмотрим более подробно новые технологии обучения - деятельностные и Личностно ориентированные.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие