Заключение
В данном пособии мы попытались выделить наиболее острые и насущные вопросы содержания и технологии обучения в колледжах, техникумах, училищах. В работе над книгой мы учитывали принципиальные изменения, которые произошли в системе среднего профессионального образования, опирались на новые исследования в области педагогики, а также на наш научный опыт в изучении практики средней профессиональной школы.
За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении: он стал разработчиком содержания обучения, а это повышает требования к нему как составителю учебных программ, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологии, а также с запросами и нуждами развивающейся социальной сферы.
Одновременно возросли требования и к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, потребовала изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностно ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.
В пособии мы старались показать, как формируется содержание профессионального образования, что такое Государственный образовательный стандарт и как реализовать его при разработке образовательных программ, как обеспечить практико-ориентированный характер среднего профессионального образования, опираясь на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.
Оптимизация учебного процесса - неотъемлемая составляющая деятельности преподавателя, поэтому мы постарались показать сущность технологии обучения, подходы к ее выбору, предполагая, что важной задачей преподавателя является включение студентов в активную учебно-познавательную деятельность.
Важнейшим компонентом учебного процесса является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество. Управление учебно-познавательной деятельностью сту-
дента, построенное на принципе сотрудничества, требует от преподавателя большой предварительной аналитической работы: подготовки к учебному занятию, выбора его оптимального варианта. Именно поэтому в пособии выделена специальная глава, посвященная этой работе.
Надеемся, что данное пособие поможет преподавателям средних специальных учебных заведений в их практической педагогической деятельности.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие