Самостоятельные внеаудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
-
формирование общетрудовых и профессиональных умений;
-
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
-
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
-развитие самостоятельности мышления;
-
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
-
овладение технологическим учебным инструментом.
Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.
В средних специальных учебных заведениях используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:
Цель | Вид домашнего задания |
Первичное овладе- ние знаниями (усво- ение нового мате- риала) | Чтение учебника, первоисточника, дополнительной ли- тературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и спра- вочниками; ознакомление с нормативными документа- ми; наблюдения |
Закрепление и си- стематизация зна- ний | Работа с конспектом лекции, повторная работа над ма- териалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии |
Применение зна- ний, формирование умений | Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графичес- ких, проектировочных работ, ситуационных производ- ственных задач, подготовка к деловым играм; подго- товка курсовых, дипломных проектов; эксперименталь- но-конструкторская, опытная работа и работа на тре- нажере |
Эта форма обучения сочетается с другими формами организации учебного процесса, такими, как урок, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, учебная практика.
Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания. Практика показывает, что индивидуальные домашние задания чаще даются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Следует шире практиковать индивидуальные задания студентам, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине. Такие задания не только стимулируют развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу, радость интеллектуального общения.
Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путем частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания; применения вместо (или помимо) фронтальных заданий индивидуальных или групповых домашних заданий; использования наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных (желательных) заданий.
Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания. Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненного задания, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.
В последнее время широкое распространение получили различные виды инструктивно-методических указаний к самостоятельной работе; общие, относящиеся в одинаковой мере к любой дисциплине, и конкретные - для отдельных дисциплин.
Например, общие методические рекомендации о том, как работать с текстом конкретного параграфа учебника, формулируются так: внимательно прочитайте весь параграф; внимательно прочитайте текст по частям (абзацам), выделите главное; разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме учебника и словари; тщательно изучите рисунки, схемы, поясняющие данный текст; внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий.
Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу. Внимание студентов обращается прежде всего на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.
Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями преподаватель осуществляет и при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнен-
ных дома письменных работ, при решении студентами задач, упражнений и т. д.
Качество выполнения домашних заданий зависит от планирования самостоятельной работы студентов. Часто планирование самостоятельной работы не дает возможности обеспечить рациональную загрузку студентов, так как объем учебного материала по дисциплине для самостоятельной проработки планируется независимо от объема работы по другим дисциплинам и нередко без учета бюджета времени студентов. Это приводит к тому, что объем самостоятельной внеаудиторной работы оказывается либо чрезмерно большим, либо очень незначительным.
Научно обоснованное планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов предполагает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Оно включает выделение обязательных домашних заданий по каждой дисциплине, определение норм времени на выполнение отдельных видов заданий и объемов самостоятельной работы с учетом бюджета времени студентов.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие