logo
Учебник Семушина Л

Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов

Урок. В средних специальных учебных заведениях учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и тем не менее весьма важное место в нем занимает урок. Как организационная форма он характеризуется постоянством отведенного на него времени (как правило, 2 часа), постоянством состава студентов (учебная группа), проведением урока преимущественно в учебном кабинете (аудитории) по расписанию под руководством преподавателя.

В ходе урока решается комплекс дидактических целей:

а) сообщение учащимся новых знаний; организация самостоятельного изучения нового учебного материала; формирование на основе усвоенных знаний идейных взглядов, убеждений;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний; экспериментальное подтверждение теоретических положений;

в) формирование практических умений:

-необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами (главным образом по общеобразовательным и общетехническим предметам);

-профессиональных умений и навыков;

- умений и навыков самостоятельного умственного труда;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки; уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений;

д) развитие познавательных способностей студентов.

Именно эта особенность урока (широкий комплекс дидактических целей), отличающая его от других форм организации учебного процесса, составляет его преимущество и педагогическую ценность.

Урок - наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса: он дает возможность преподавателю оперативно реагировать на результаты обучения.

Урок - достаточно экономичная форма организации учебного процесса, так как после сообщения нового учебного материала преподаватель включает небольшие по объему лабораторные и практические работы, эксперименты, подтверждающие теоретические положения; формирование на уроке профессиональных умений не требует дополнительного времени для повторения учебного материала, как на лабораторных или практических занятиях.

Урок - наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к другому на уроке снижают утомление от однообразной работы. Он отвечает возрастным возможностям студентов, особенно на младших курсах.

В то же время урок - весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы студентов и за собственной педагогической деятельностью.

Многоплановость и многогранность урока позволяют сформулировать несколько групп требований к нему.

К дидактическим требованиям относятся:

-реализация на уроке основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности, прочности знаний и умений, индивидуального подхода к учащимся и др.;

-высокое педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения, умелое владение современной дидактической техникой;

-обеспечение высокой познавательной активности студентов на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера;

- взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

-дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их уровнем и подготовленностью к усвоению учебного материала, широкое использование дидактического материала разной степени сложности;

-рациональное чередование различных видов деятельности студентов на уроке;

-преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями на основе осуществления внутри- и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений, научного мировоззрения);

- применение рациональных методов контроля, объективность и мотивированность оценки знаний и умений студентов.

К воспитательным требованиям относятся:

-реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;

-воздействие на мотивационную сферу личности студентов, стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие самостоятельности и творческих способностей студентов;

-высокая требовательность преподавателя, сочетающаяся с уважением к личности студентов; соблюдение педагогического такта.

К психологическим требованиям относятся:

-направленность урока на развитие познавательных психических процессов: внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.;

-учет психологических особенностей и психического состояния студентов на уроке;

-собранность преподавателя, его умение распределить свое внимание между всеми учащимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

К организационным требованиям относятся:

-четкая структура урока, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения;

-рациональное использование времени урока для полезной обучающей работы.

К гигиеническим требованиям относится предупреждение умственного и физического переутомления (обеспечение чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных занятий температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным студентов).

В современной педагогической литературе наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту урока в общей системе учебных занятий. Классификация уроков в средних специальных учебных заведениях несколько от-

личается от школьной в связи с тем, что в данных учебных заведениях используются такие самостоятельные формы организации учебного процесса, как лекция, семинар, лабораторные и практические занятия. По этой же причине иначе складываются и соотношения количества уроков разных типов. В средней специальной школе можно выделить следующие типы уроков: урок изучения нового учебного материала, комбинированный, учетно-обобща-ющий, учетно-контрольный.

Урок изучения нового учебного материала (вводный урок), как правило, проводится в начале курса, раздела, темы, когда учащиеся еще не располагают знаниями по предмету, а также при изучении сложных вопросов учебной программы.

Проведение урока данного типа имеет ряд общих особенностей. На этом уроке из всех звеньев обучения реализуются только восприятие, понимание и осмысление. Прежде чем перейти к изложению нового материала, преподаватель создает своеобразный психологический настрой: подчеркивает теоретическую и практическую значимость темы урока, ставит перед учащимися познавательные задачи, а если позволяет содержание материала - проблему, сообщает план изложения учебного материала. Объяснение нового материала целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри- и межпредметные связи темы.

Центральная часть урока посвящается первичному восприятию учебного материала. Изложение должно отличаться строгой логической последовательностью, достаточностью фактов, раскрывающих действие того или иного закона.

Если преподаватель не продумал вопроса о соотношении конкретных фактов и теоретических обобщений на уроке, то часто в итоге студенты усваивают лишь конкретные факты, но не могут сделать глубоких обобщений и выводов по существу. Поэтому при объяснении целесообразно аргументировать научные обобщения конкретными фактами. Наиболее существенные идеи, термины, определения, формулы, выводы необходимо выделить и продиктовать учащимся для записи.

Особенно важно при объяснении нового раскрыть взаимосвязи между основаниями и выводами, которые из них следуют.

В восприятии учащимися нового материала урока большую роль играют вопросы, которые преподаватель может поставить в ходе изложения. Они побуждают студентов следить за логикой изложения, вычленять главное, высказывать свои наблюдения, догадки, делать заключения, кратко формулировать вывод. Для активизации мыслительной деятельности хорошо использовать схемы, чертежи, опорные конспекты.

Успешность усвоения основного содержания учебного материала необходимо выявить на этом же уроке, проанализировав ответы

на вопросы, пересказ материала, приведенные учащимися примеры по тому или иному научному положению.

Урок этого типа обладает большими реальными возможностями для развития и воспитания студентов, особенно если построен как проблемный. Вместе с тем следует учитывать, что используя данный тип урока преподаватель полностью не реализует образовательные цели обучения, так как не обеспечивает формирование глубоких и прочных знаний и умений, но зато создает предпосылки для их решения в последующих звеньях процесса обучения.

Поэтому в практике преподавания преимущественное положение занимает комбинированный урок, который строится на совокупности звеньев процесса обучения. Комбинированный урок позволяет придавать учебному процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков, т.е. реализуется несколько взаимосвязанных дидактических целей. Логика учебного процесса диктует стабильную структуру комбинированного урока. Как уже отмечалось, процесс обучения включает в себя такие этапы, как изучение нового учебного материала (восприятие, осознание), закрепление знаний, их применение (овладение умениями и навыками), проверка знаний и умений. В соответствии с этими этапами в структуре комбинированного урока чаще всего выделяют проверку выполнения домашнего задания и опрос студентов, объяснение нового материала, закрепление приобретенных на уроке знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.

При продуманной тщательной подготовке такой урок может дать значительный эффект. Однако наблюдения за учебным процессом показывают, что преподавателям не всегда удается соразмерить структурные части урока и рационально распределить время на реализацию каждой дидактической цели. Вследствие этого какое-то звено учебного процесса может оказаться чрезмерно большим по времени, затрачиваемым усилиям.

Поэтому очень важное значение в структуре комбинированного урока приобретают соподчиненность и взаимосвязь его составных частей: успешное решение педагогических задач предыдущей части урока позволяет переходить к последующей, а итоговый эффект достигается реализацией целей, поставленных к каждой части урока.

Построение структуры урока - творческий процесс. С учетом закономерностей логики и этапов усвоения знаний и умений интерпретация структуры урока помогает избежать стереотипов в преподавании. Так, дидактическая часть урока достаточно однообразна, однако с помощью различных методов можно устранить шаблоны в ее реализации.

Дидактические требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку его цели весьма раз-

нообразны. Объяснение нового материала должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к уроку изучения нового учебного материала. Закрепление знаний и выработка умений, осуществляемые на комбинированном уроке, требуют рационального отбора тренировочного материала с учетом особенностей содержания изучаемой темы и уровня подготовки студентов. Однако при отборе учебного материала для тренировочных упражнений следует выполнять и общие дидактические цели: задачи и упражнения должны охватывать весь круг вопросов изучаемой темы и предусматривать постепенное нарастание их сложности; решению задач и выполнению упражнений должны предшествовать проверка усвоения правил, законов, формул, разбор их теоретического смысла.

Дидактические средства - наглядные, технические средства обучения, дидактические материалы - на комбинированный урок следует отбирать очень строго, так как насыщенность урока велика и все должно быть рассчитано по минутам. Поэтому отбирают лишь те дидактические средства, которые позволяют экономить время и интенсифицировать учебный процесс.

Кроме названных типов уроков в средней специальной школе применяются уроки, связанные с подведением итогов изучения какой-то завершенной части учебного материала. Они называются учетно-обобщающими (или повторительно-обобщающими) уроками. Главные дидактические цели здесь - повторение, обобщение, систематизация знаний.

Отличительные особенности этого типа уроков состоят в следующем: во время их проведения повторяется суть основных научных понятий и наиболее существенных теоретических выводов, которые изучались в данной теме; устанавливаются различные связи между изучаемыми явлениями; классифицируются изученные явления и события по разным признакам; оцениваются изученные явления на основе определенных критериев: используются методы и приемы обучения, способствующие формированию у студентов интеллектуальных умений, установлению внутри- и межпредметных связей; выполняются задания, требующие синтеза знаний под новым углом зрения, применения знаний в новых учебных и производственных ситуациях, отдается предпочтение задачам творческого характера.

С точки зрения организации и методики учетно-обобщающие уроки не представляют собой нечто застывшее и стандартное. Имея ярко выраженную цель обобщения, углубления и систематизации пройденного, они принимают самый различный вид в зависимости от используемых методов и приемов. В одних случаях (при повторении теоретического материала и закреплении понимания причинно-следственных связей) уроки могут носить преимущественно словесный характер. В других - они целиком по-

свящаются решению различных задач с применением ранее усвоенных знаний и умений. Уроки могут быть проблемными, и в этом случае они представляют собой широкое поле деятельности для развития мышления студентов.

Большое место на учетно-обобщающих уроках занимают самые разные виды самостоятельной работы: задание на самостоятельное сравнение и сопоставление изученных явлений; составление ответов на обобщающие вопросы по пройденному материалу; письменные работы, требующие перегруппировки знаний, с последующим разбором; специальные задания на обобщение и классификацию пройденного материала (составление схем, диаграмм, сравнительных обобщающих таблиц).

Контрольно-учетный урок - это контроль знаний и умений студентов с последующим выставлением оценок. Этот тип урока конструируется с расчетом на полную самостоятельную деятельность каждого учащегося. При проведении контрольно-учетного урока используются контрольный письменный опрос, контрольная работа, включающая как ответы на вопросы, так и решение задач и примеров, выполнение упражнений, практических заданий. В структуре контрольно-учетного урока можно выделить следующие элементы: объяснение цели контроля и инструктаж об организации работы; ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения; самостоятельная работа студентов; предварительное подведение итогов.

Лекция как организационная форма обучения - это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.

Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.

Если сообщение нового учебного материала осуществляется только на лекциях, они обычно дополняются семинарскими занятиями, учетно-обобщающими и контрольно-учетными уроками, на которых на основе самостоятельной работы, дополняющей усвоение учебного материала непосредственно во время лекций, обсуждаются главные вопросы темы, проверяется правильность понимания учащимися учебной информации.

Специфика лекций ограничивает возможности преподавателя в управлении познавательной деятельностью студентов: на лекции

слушатель менее активен, чем на семинаре или практическом занятии; затруднена индивидуализация обучения; ограничены возможности обратной связи между преподавателем и учащимися; исключена возможность проверки усвоения знаний студентов.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показываются теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста. Лекция данного типа призвана способствовать убедительной мотивации самостоятельной работы студентов. В ходе лекции большое внимание уделяется вопросам подготовки к работе над лекционным материалом (его осмысление, ведение конспекта, просмотр конспектов лекций перед другими занятиями, работа с материалом учебника).

Установочная лекция (применяется, как правило, в вечернем и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит студентов со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна также детально ознакомить студентов с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета. Каждая такая лекция посвящена определенной теме и является в этом отношении законченной, но составляет с другими (с предшествующей и последующей) определенную целостную систему.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней обобщается изученное ранее на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание на ней уделяется специфике самостоятельной работы студентов в предэкзаменационный период.

Обзорная лекция содержит краткую и в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции используются чаще на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и вечерней формах обучения.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются и конкретизируются ключевые идеи и положения, показывают-

ся связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций: информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения); проблемная (показывается решение проблемы); лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся).

Лекции обеспечивают передачу знаний, порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других организационных форм. Их проведение доверяется наиболее квалифицированным преподавателям, которые выработали и непрерывно совершенствуют педагогические умения (владеют безупречным литературным языком, логически стройной, ясной и образной речью, четкой дикцией; умеют слушать самого себя, исправляя возможные оговорки, могут дидактически грамотно выбрать, показать и пояснить иллюстративный материал; разборчиво, экономно, аккуратно делают запись на доске и др.).

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Дидактические цели семинарских занятий состоят в углублении, систематизации, закреплении знаний, превращении их в убеждения; в проверке знаний; привитии умений и навыков самостоятельной работы с книгой; в развитии культуры речи, формировании умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями, уроками изучения нового учебного материала и самостоятельной работой студентов, и в этом их существенная особенность. Учебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции и уроке, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.

Руководящая семинаром роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, вычленении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы и быть краткими, четкими, понятными всем учащимся. Они могут формулироваться как в утвердитель-

ной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-6 вопросов, так как большее количество рассеивает внимание студентов и ведет к поверхностному рассмотрению.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров.

Семинар-беседа - наиболее распространенный вид, проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятию студентов по вопросам плана семинара, позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких студентов по вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.

Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между учащимися и подготовку ими докладов и рефератов.

В докладе выделяют три основные части: вступительную, в которой определяется тема, ее значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особое внимание обращается на убедительность и. доказательность доклада. По продолжительности он должен быть не более 20 мин. Центральным на семинаре подобного вида является обсуждение докладов (прения), после ответов на вопросы и обсуждения доклада докладчик выступает с заключительным словом.

Подготовка реферата - более сложная форма творческой работы учащегося. По сути, реферат представляет собой сочинение. законченный труд.

Выполнение творческих работ, например рефератов, благотворно воздействует на развитие способностей студентов, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой. При работе над рефератами, как правило, проявляются особенности личности учащегося, его отношение к событиям окружающей жизни, понятие об этических нормах. Такие работы требуют более детального и обстоятельного разбора, поэтому при распределении тем рефератов одновременно назначаются оппоненты. Они должны заранее ознакомиться с содержанием реферата и подготовить отзыв: отметить его достоинства и недостатки, сделать замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются студенты. В заключение преподаватель дает оценку реферату, оппоненту и другим выступающим.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-, либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения

его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Для оптимального проведения семинара-диспута необходимы определенные социально-психологические условия, доброжелательные отношения между участниками, коммуникативные умения, культура мышления.

Смешанная форма семинара - это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, а также дискуссионных обсуждений.

Подготовкой студентов к семинару руководит преподаватель, который помогает учащимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за самостоятельной работой, консультирует студентов по другим вопросам.

Многообразие организационных форм учебного процесса - отличительная черта обучения в средних специальных учебных заведениях. Широкое распространение получили два варианта организации обучения. При первом варианте лекция и семинар используются в рамках обычной организации обучения, когда ведущей формой учебного процесса служит урок. Поэтому для сообщения новых знаний могут быть использованы и лекции, и уроки. Преподаватель имеет право выбрать организационную форму, ориентируясь на особенности и принципы отбора учебного материала для той или иной формы.

При выборе лекции следует учитывать, что она наиболее целесообразна для сообщения учебного материала, который не требует подкрепления его в виде лабораторных и практических работ, непосредственно проводимых после изложения. Так, лекция содержит обычно материал следующего характера:

-знакомящий студентов со значением, с общим содержанием предмета, его связью с другими предметами;

-связанный с систематизацией, обобщением учебного материала.

Особенно целесообразны лекции в тех случаях, когда учебный материал не находит достаточной опоры в предшествующем познавательном опыте, когда намечено использовать дедуктивный путь двжения студентов к знанию, т.е. предварительно ознакомить студентов с основными положениями темы, а последующие занятия посвятить углубленному изучению частных проявлений; когда важно обеспечить системность знаний для развития научного мировоззрения, повышения качества обучения.

Для изучения на уроке целесообразно отбирать такой материал, который требует:

- усиления межпредметной связи с использованием не только знаний, но часто и умений студентов;

-экспериментального подтверждения изложенных теоретических положений путем проведения малых по продолжительности лабораторных работ на том же уроке;

-проверки правильности понимания учащимися нового материала путем устного опроса, безмашинного или машинного программированного контроля.

Для урока следует отбирать учебный материал, формирующий практические умения, первоначальное обучение которым может осуществляться непосредственно на уроке (решение задач, выполнение упражнений, анализ производственных ситуаций, используемых как для формирования практических умений, так и для закрепления знаний); материал, который может быть эффективно использован для активизации познавательной деятельности студентов и развития творческого мышления. Тогда новый учебный материал осваивается в процессе эвристической беседы, проблемного изложения с созданием проблемной ситуации. Стройно и полно изложенный в обучающих программах, программированных и учебных пособиях материал студенты могут изучать на уроке самостоятельно, в результате чего приобретая не только знания, но и умения и навыки самостоятельного умственного труда.

В настоящее время в средних специальных учебных заведениях, особенно в колледжах, широко применяется лекционно-семинарская система, типичная для высшей школы. Эта система дает возможность повысить уровень преподавания, активизировать познавательную деятельность студентов, привить им навыки самостоятельной работы. В средних специальных учебных заведениях чаще всего она применяется на старших курсах обучения, а также в работе со студентами, обучающимися на базе средней школы.

В зависимости от материально-технической базы, вместительности аудиторий лекции могут читаться как для каждой учебной группы, так и для потоков, включающих в себя не менее двух учебных групп.

Семинарские занятия по содержанию максимально согласовывают с лекционным курсом, не опережая и не отставая от него. Планы семинаров составляют на весь семестр. Каждый план сообщают учащимся в начале изучения темы, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. Для помощи в подготовке к семинарам в учебных кабинетах или в библиотеке оформляют стенды-выставки рекомендуемой литературы, организуют дежурства преподавателей для проведения групповых и индивидуальных консультаций.

Для обобщения и систематизации знаний и умений целесообразно в систему лекций и семинаров включать учетно-обобщающие

уроки по отдельным разделам программы и сквозным проблемам курса. На них используют специально отобранный учебный материал, касающийся самых важных вопросов, основных связей, центральных понятий, правил и закономерностей. Большое внимание уделяют сложному учебному материалу, который недостаточно глубоко и прочно усваивается учащимися.

Такое обобщающее повторение при лекционно-семинарской системе преподавания делает учебный процесс более целенаправленным и плодотворным.

Учебная экскурсия - это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. С помощью экскурсии можно установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках;

текущие (информационные), проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные - для повторения изученного ранее материала, систематизации знаний.

Для того чтобы экскурсия достигла целей, преподаватель должен тщательно ее подготовить: определить задачи и содержание экскурсии, выбрать объект ее проведения, посетить его, решить вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Если преподаватель сам не может ее провести, он должен дать будущему руководителю экскурсии необходимые рекомендации, пояснить, на какие предметы, явления, процессы следует обратить внимание, какова продолжительность и последовательность экскурсии. Преподаватель намечает этапы работы студентов в ходе экскурсии, составляет перечень наблюдений и список материалов, которые следует собрать, подбирает необходимое оснащение и оборудование, распределяет время по этапам экскурсии.

Перед экскурсией студенты получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый учащийся, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии.

В ходе экскурсии важно обеспечить активную работу всех студентов, проведение наблюдений (хорошая видимость объекта),

поддерживать дисциплину, следить за соблюдением правил и техники безопасности.

Важный этап экскурсии - итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Учащимся дают указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Индивидуально или небольшими группами студенты составляют таблицы, готовят наглядные пособия, доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.

Учебная конференция - еще одна организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, однако следует помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делают на всемерное развитие самостоятельности студентов, подготовку их к самообразованию. Этого достигают, предоставляя студентам возможность: самостоятельно добывать новые знания из разных источников; самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные, обзорные конференции.

Главное в конференции - свободное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка к семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у студентов опыта творческой деятельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.

Учебные конференции в средних специальных учебных заведениях проводятся также в связи с организацией производственной практики. Например, непосредственно перед практикой организуют вводную учебную конференцию, цель которой - мобилизовать студентов на активную производственную работу. Их знакомят с задачами, содержанием и организацией практики. Особое внима-

ние обращают на трудности, которые могут возникнуть в ходе практики, а также напоминают правила техники безопасности.

На заключительной конференции подводят итоги практики, анализируют учебно-производственную работу студентов. В своих выступлениях студенты-практиканты должны показать глубокое знание теории и практики, подготовленность к решению производственных задач, умение профессионально мыслить, самостоятельно оценивать факты и явления.

На заключительные конференции целесообразно приглашать студентов младших курсов. Это способствует воспитанию положительного отношения к приобретаемой специальности, стимулирует активную учебную работу.

Преподаватели руководят подготовкой выступлений студентов на конференции, помогают в отборе материала, примеров и фактов для доклада, реферата, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. На консультациях излагаются требования, предъявляемые студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе.

В колледжах и техникумах проводят следующие виды консультаций: систематические по учебному предмету, предэкзаменационные, по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период производственной практики.

На консультациях преподаватель разъясняет способы действий и приемы самостоятельной работы с конкретным материалом. Внимание студентов обращают прежде всего на объем работы, который необходимо выполнить, указывают, какие способы работы целесообразнее использовать. Сохраняет свое значение и повторное объяснение учебного материала, оказавшегося трудным и сложным для усвоения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы показать причинно-следственные связи, раскрыть за­кономерности в содержании материала.

Особыми по содержанию являются консультации для сильных студентов. Такие консультации направлены на углубленное изучение учебного материала. Они проводятся также для студентов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету. Как правило, содержание учебного материала в этом случае выходит за рамки учебной программы.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к студентам, учета их психологических особенностей, подготовленности к учению, способностей и сил. В вечернем и заочном обучении консультации имеют особенно важное значение.