logo
Учебник Семушина Л

Активные методы обучения

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

Имитационные:

неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции), выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики;

игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т.п. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.

В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений

или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов.

В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения - разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым способствуя более прочному усвоению знаний. Сюда можно отнести разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок-шуток, связанных с содержанием учебных материалов. В качестве иллюстрации к объяснению используются заранее подготовленные студентами инсценировки, которые могут служить проблемной ситуацией для анализа, побудительным актом для организации эвристической беседы, учебной дискуссии. При подготовке игровых приемов-инсценировок следует помнить, что в них участвует небольшое число студентов, инсценировки должны быть короткими (не более 3 мин), а их содержание должно наиболее точно соответствовать той проблеме, которую предполагается обсуждать. Игровые приемы, требующие больших затрат времени при подготовке и в ходе учебного занятия, но являющиеся не собственно обучающим моментом, а лишь способом побуждения к обсуждению проблемы, снижают эффективность обуче­ния, поскольку их занимательно-развлекательная направленность отвлекает от решения конкретных учебных задач.

Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам обучают прежде всего на практических занятиях. Но они, как правило, создают условия для однократного решения типовых задач и упражнений, а внимание и деятельность студентов должны быть постоянно сосредоточены на овладении умениями решать различные практические задачи. Речь идет прежде всего о формировании общепрофессиональных умений: для техников - это вычислительные, измерительные, расчетно-графические умения и навыки, на развитие которых ежедневно должны быть направлены упражнения и задачи большинства учебных дисциплин. Задания, небольшие по объему, должны быть связаны непосредственно с изучаемым материалом, включаться в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепление знаний, самостоятельная работа на учебном занятии, задание для самостоятельной внеаудиторной работы). Время на выполнение заданий не должно превышать 2-10 мин, но проводить их следует обязательно и систематически.

К примеру, у студентов надо сформировать навык чтения чертежей, умение образно видеть то, что на нем изображено. Выделение специального раздела «Чтение чертежей» в курсе инженерной графики не решает проблемы, так как единовременный курс дает только знания о том, как читать чертеж, но не формирует навыка, поскольку формирование навыка связано с реальной потребностью в нем (чертеж надо читать для того, чтобы решать конкретные ситуационные задачи). Чтение чертежей на специальных дисциплинах для решения профессиональных задач обеспечивает более целенаправленное и быстрое формирование навыков. Вот почему важно, чтобы на каждом занятии чтение чертежа для выполнения конкретной учебной задачи было необходимым и обязательным.

Эти же доводы можно привести, если речь идет о формировании навыков работы с микрокалькулятором, с измерительными приборами, выполнении вычислительных упражнений, создании эскизов, схем, т. е. о формировании таких навыков, которые необходимы для овладения расчетно-графическими умениями, а также умениями работать с компьютерной техникой. Понятно, что это требует оснащения учебного процесса не только соответствующим оборудованием, инструментами, техникой, но и, что не менее важно, соответствующими дидактическими материалами (задачами, заданиями, упражнениями) и программным обеспечением для вычислительной техники, используемой в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин.