logo
Учебник Семушина Л

Оценка результатов учебной деятельности студентов

Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке. Оценка - это определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений, установленных программой.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель - студент. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В средних специальных учебных заведениях знания и умения студентов оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый студент встречает с ожиданием отметки. Такое ожидание организует на определенную деятельность - стимулирует тренировку способности собраться, обдумать, соответствующим образом оформить всю необходимую при проверке информацию. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы студен-

тов, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

В педагогической практике принято различать итоговую и текущую оценки. Итоговая оценка характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности согласно требованиям учебной программы. Текущая оценка фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и учащегося в учебном процессе. С помощью текущей оценки преподаватель показывает учащемуся уровень его конкретных ситуативных достижений, усилий. Цель такой оценки - не вынесение окончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей оценке можно судить о прилежности, старательности учащегося, но трудно сделать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценка не должна быть среднеарифметической от текущих.

Психологами установлено, что нет студентов, равнодушных к оценке, данной преподавателем. Во всех случаях необходимо предвидеть положительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не побуждает студентов к дальнейшей работе, утрачивает свое значение.

Определение объективной оценки - очень важное и ответственное дело. Разработка критериев и норм оценок весьма трудна.

В средних специальных учебных заведениях еще не сложились общепринятые критерии оценок. Причину этого многие видят в многопредметности среднего профессионального образования. Поэтому можно говорить о критериях оценок в самой общей форме.

Исходный момент в оценке - ориентация на желаемый результат обучения. С ним сопоставляют достигнутый, реальный результат. Следовательно, желаемый результат фактически выступает в роли главного критерия результативности обучения.

В настоящее время для оценки знаний и умений студентов используются качественные показатели. При оценке рекомендуется принимать во внимание полноту, глубину, прочность, системность, оперативность, сознательность, обобщенность знаний и умений студентов.

Полнота знаний определяется количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина - совокупностью осознанных существенных связей между соотносимыми знаниями; оперативность - числом ситуаций или способов, в которых учащиеся могут принимать то или иное знание. При прочном овладении знаниями учащиеся безошибочно актуализируют и используют их, отвечая на вопросы и решая те или иные задачи. Сознательность знаний характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением в сущность фактов, явлений, процессов.

Помимо названных качественных характеристик в средних специальных учебных заведениях важнейшими критериями оценки служат умение студентов связывать содержание изучаемой дисциплины с содержанием будущей профессиональной деятельности, умение обоснованно решать профессиональные задачи, а также степень самостоятельности обучаемых.

При оценке учитывают, насколько четко и правильно студент дает ответ, какова культура его речи (устной или письменной).

В соответствии с этими критериями учебную деятельность студентов оценивают следующим образом:

«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логичное изложение отве-

та (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;

«4» - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;

«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач;

«1» - за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

В последние годы все большее распространение получает рейтинговая система контроля успешности обучения студентов. Преимущества рейтинговой системы состоят в следующем:

-высокая организующая способность, благодаря чему возрастает мотивация студентов к учебному труду, формируется ответственность за его результаты;

Результаты контроля знаний, умений и навыков студентов необходимо глубоко анализировать преподавателям, членам пред-

метных (цикловых) комиссий, обсуждать на заседаниях педагогического совета и принимать конкретные решения по устранению выявленных недостатков.

Предметные (цикловые) комиссии должны систематически изучать и обобщать опыт работы преподавателей по контролю знаний, умений и навыков, помогать молодым преподавателям овладеть методикой контроля.

С этой целью рекомендуется создать систему посещения занятий руководителями учебного заведения, председателями предметных (цикловых) комиссий, организовать взаимное посещение уроков преподавателями. Целесообразно на заседаниях предметных (цикловых) комиссий заслушивать сообщения преподавателей об опыте проведения контроля.