logo
Учебник Семушина Л

Выбор методов обучения

Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличия средств обучения.

Главным, определяющим выбор метода обучения является содержание учебного материала. Например, при изучении курса истории преподаватель часто использует метод рассказа - сообщения, описания фактов, характеризующих развитие того или иного события. Особенно важно, чтобы у студентов создалось яркое, образное представление о событии, на основании которого они смогли бы впоследствии сделать свои выводы, сформулированные интересно и правильно. Сообщение на занятиях по биологии о развитии того или иного явления, по специальным дисциплинам о характеристике технологического процесса лучше дать в виде демонстрации учебного кинофильма, где наглядно и сжато может быть показан тот или иной процесс, а если процесс проходит скрыто, то его демонстрация может быть заменена мультипликацией. Для знакомства с устройством, механизмом лучше использовать объяснение, сопровождаемое показом таблицы, диапозитива, модели или самого механизма.

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда помнит, что обучение - это не только усвоение знаний и умений, но и развитие и воспитание молодежи. Для развития творческого профессионального мышления широко используются проблемные методы обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы; для развития познавательных интересов и способностей-самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ производственных ситуаций, решение производственных ситуационных задач. Как правило, каждый метод не только решает одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, но и обеспечивает их решение в комплексе; но в ходе использова-

ния того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи, поэтому, выбирая метод обучения, следует строго учитывать преимущества и недостатки каждого из них.

Выбор метода зависит от времени, которым располагает преподаватель. Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней. Беседа дает возможность преподавателю выявить ошибочные представления и суждения студентов, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала. Репродуктивные методы закрепления знаний (пересказ, упражнение по образцу) позволяют добиться запоминания учебного материала и в то же время требуют небольших затрат времени, иногда нескольких минут перед началом учебного занятия. Действительное овладение учебным материалом можно отметить лишь тогда, когда студент способен, руководствуясь знаниями, проанализировать ту или иную ситуацию, дать ее оценку с позиций теории, наметить правильный путь решения профессиональной задачи. Однако метод анализа ситуаций требует большего времени, чем пересказ.

Вот почему преподаватель в зависимости от значимости учебного материала для дальнейшей профессиональной практической или учебной деятельности отдает предпочтение тому или иному методу обучения.

Выбор методов обучения зависит и от студенческого состава: возраста, уровня подготовленности, производственного опыта, а также от формы обучения.

Рассмотрим несколько примеров. Студентам с девятилетним образованием трудно слушать двухчасовую лекцию, они быстро утомляются, не успевают записывать за преподавателем основные положения, начинают отвлекаться. Преподаватель стремится разнообразить методы и приемы изучения нового учебного материала: на одном учебном занятии использует и объяснение, и самостоятельную работу с книгой, и беседу, и заслушивание докладов (рефератов) студентов. Для тех, кто имеет среднее полное образование, лекция доступна (по их возрастным особенностям), однако следует учитывать и степень их подготовленности. Слабо подготовленная группа студентов требует постепенного перехода к двухчасовым лекциям; вначале лекцию используют как один из методов обучения на уроке, продолжительность ее может составлять 45-50 мин. В процессе лекции преподаватель использует приемы обучения конспектированию лекций, помогает кратко формулировать основные положения, демонстрирует в ходе лекции запись конспекта на доске с использованием сокращений, ус-

ловных обозначений, а иногда дает студентам готовый опорный конспект и в лекции раскрывает, развертывает его.

Преимущество метода проблемного обучения состоит в том, что студентов побуждают к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако проблемное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности. Не все студенты при поступлении в техникум или колледж готовы к проблемному обучению. Одни из них накопили опыт такого обучения в школе, другие привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Приучать студентов к проблемному обучению надо с первых дней их пребывания в техникуме или колледже. Они сразу должны почувствовать, что в среднем специальном учебном заведении иная система обучения, чем в школе, здесь постоянно требуется думать, размышлять, поскольку это важная составная часть профессиональной деятельности.

В работе со студентами вечернего отделения следует учитывать не только их производственный стаж, но и то, что они учатся после рабочего дня, уже утомлены и их восприятие учебного материала притуплено. Неоднократная смена методов и приемов обучения, постоянная активизация учащихся, более частое включение в практическую деятельность здесь важны не столько для создания интереса, сколько для поддержания общей работоспособности на учебном занятии. В то же время у студентов вечернего и заочного отделений есть такое важное преимущество, как производственный опыт, который помогает шире использовать при изучении специальных дисциплин беседу, учебную дискуссию, а при усвоении нового материала опираться на примеры из практики, которые приводят студенты и на основе которых преподавателю легко строить теоретические выводы и положения.

Выбор методов обучения зависит и от реальных возможностей и средств обучения. Речь идет не только о том, есть ли соответствующие средства или они отсутствуют. Немало говорится о необходимости использования технических средств обучения. Однако отсутствие специально созданных учебных кино-, теле- и диафильмов, видеозаписей приводит к тому, что в техникумах и колледжах мало демонстрируется учебных кинофильмов или учебных телепередач в качестве метода обучения, заменяющего на более высоком, квалифицированном уровне деятельность преподавателя хотя бы по отдельным вопросам. Чаще всего показ кинофильма или его фрагмента, видеозаписи или диафильма является приемом, дополняющим деятельность препода-

вателя, иллюстрирующим его объяснение, рассказ, лекцию, побуждающим к беседе.

Средства обучения создают возможность для индивидуализации обучения. Если в учебном кабинете или библиотеке техникума имеется два-три справочных издания, индивидуальные задания для работы с ними на уроке могут быть даны только двум-трем студентам в процессе проверки знаний (устного опроса). Если учебное заведение располагает достаточным количеством книг для всей учебной группы, преподаватель может дать индивидуальные задания по решению задач всем студентам одновременно.

Выбор методов и приемов обучения должен быть обоснованным и при достаточном количестве средств обучения. В процессе обучения преподаватель практически, как минимум, трижды обращается к одному и тому же учебному материалу: его при первичном изучении, при закреплении, при проверке знаний. Таким образом, перед ним стоит проблема - какому средству отдать предпочтение на каждом этапе изучения, а следовательно, и выбрать метод обучения. Например, изучается один из вопросов, связанных с технологическим процессом на производстве. Возможные варианты выбора методов обучения для разных этапов: 1) для предъявления студентам нового учебного материала преподаватель использует учебный кинофильм, для закрепления - практические упражнения -работу со справочниками, для проверки знаний - анализ производственных ситуаций (производственные ситуации предлагаются студентам индивидуально на карточках); 2) преподаватель объясняет учебный материал, обучая студентов работе со справочниками; для закрепления использует кинофильм, при проверке знаний предлагает анализ производственных операций; 3) преподаватель предъявляет для анализа производственные ситуации, на основе решения которых строит эвристическую беседу; для закрепления использует практические упражнения со справочниками; при проверке знаний демонстрирует учебный кинофильм и предлагает всем написать письменную работу, в которой сформулировать основные теоретические положения изученного вопроса, подтвердить их примерами из кинофильма, из проведенной ранее беседы, из самостоятельно выполненных упражнений.

Все три варианта правомерны. Преподавателю предоставляется право на выбор метода обучения, именно в этом проявляется его творчество. Стиль работы педагога определяется его выбором методов и приемов обучения. Разные стили работы могут давать одинаково эффективный результат. Один преподаватель отдает предпочтение более эмоциональным приемам обучения, широко используя игры, шутливые обозначения в опорных конспектах, постановку задач-головоломок в качестве проблемных ситуаций; другой, более опираясь на строгую логику рассуждений, дает четкие структуры и схемы изучаемого учебного материала, скрупулез-

но отрабатывает умения и навыки студентов, педантично проверяет выполнение заданий. И в том и в другом случае результаты обучения эффективны, но в первом варианте эффект достигается за счет интереса, который создается у студентов к предмету, к методике обучения и к самой личности преподавателя, во втором - за счет четкого предъявления требований и доведения их до конечного результата. Преподаватель имеет право на свой собственный стиль, почерк преподавания.

Вырабатывая свой стиль, преподаватель должен осознавать, что главное - это достижение конечного результата обучения, который предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание и развитие обучающихся. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и приемы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой.

Учитывая, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, преподаватель не может отдавать предпочтение тому или иному методу, а использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них умений и навыков, развития мыслительной активности. Для повышения качества подготовки специалистов необходимы, во-первых, анализ и оценка эффективности каждого метода применительно к конкретному содержанию и, во-вторых, использование не отдельного метода или приема, а их определенной совокупности, системы педагогических мер, построенной на основе дидактических принципов и составляющей технологию обучения.