logo
Программа ГИА 2011, 409 гр

Тема 9. Психология подростка.

Возрастные границы подростничества (11 – 15 лет). Специфика подросткового возраста в периодизации Д.Б.Эльконина: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Подростничество – стабильный (Д.Б.Эльконин) или кризисный (Л.И.Божович) возраст?

Кризис 13 лет. Причины кризиса: физиологические (анатомо - физиологическая перестройка организма, половое созревание); психологические (стремление к самопознанию, формирование эгоидентичности); социально-психологические (стремление к эмансипации от взрослых, самостоятельности, независимости).

Развитие личности подростка. Формирование самосознания и становление «Я-концеции» как центральное новообразование возраста. Интерес подростка к своему внутреннему миру, интровертированность. Неустойчивость и противоречивость самооценки, эмоционального состояния. Яркость проявления акцентуаций характера. Формирование нравственных черт характера. Сверхценность общения со сверстниками. Эмансипация от взрослых, появление чувства взрослости. Противоречивость поведения: стремление к независимости в правах и к зависимости в обязанностях. Стремление к самоутверждению любой ценой. Сочетание конформизма с желанием выделиться, быть единственным и неповторимым.

Интеллектуальное развитие подростка: тяга к самостоятельности, рост интеллектуальной активности, расширение познавательных интересов, появление избирательности в учении. Развитие словесно - логического мышления. Интеллектуализация и совершенствование восприятия, памяти, внимания, речи, воображения. Развитие произвольности познавательных процессов.