logo
Нетрадиційні форми проведення уроків інформатик

1. 4. Ролевые игры

Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам. Они делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку.

Разработка игры

Для того чтобы создать хорошую ролевую игру, нужно иметь четкое представление о составляющих частях, игры:

• ролевое моделирование;

• алгоритм ролевой игры;

• этика мастера игры;

• стандарты правил и использование их в игре.

Первые два блока являются фундаментом игры. Они обеспечивают динамику и интерес участников.

При проведении игры необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться.

Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удачи и неудачи, разобраться в их причинах. Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда улягутся эмоции. Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые ими, дать свою оценку прошедшей игры. Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих.

На уроках информатики учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре.

В своей работе я бы порекомендовала использовать следующие формы уроков по организации ролевой игры: