Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
(ГС). Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Педагогическое проектирование. Авторская программа.
Литература
Основная:
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003
Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. – М.: 1982.
Ростовцев, Н.Н. Методика изобразительного искусства в школе. – М.: 1982.
Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2006.
Художественно-педагогический словарь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480с. («Фундаментальный учебник»)
Дополнительная:
Интел – обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной среде 21 века. Основной курс. Версия10.0 – М, 2009.
Захрова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.,2003.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед.вузов/ Под ред. Профессора Е.С. Полат – М., 2003.
Полтиванова, К.Н. Проектная деятельность школьника. – М., 2008.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений – М., 2005.
Примерный ответ
Основные дидактические положения методики преподавания ИЗО в школе
ИЗО не только воспитывает, но и помогает человеку воспитывать мир.
Принцип воспитывающего обучения – должно рассматриваться как эмоциональное воспитание, так и воспитание вкуса
Принцип научности – научные стороны учебного рисунка базируются на ряде наук – перспектива, цветоведение, теория теней, анатомия, композиции и др.
Принцип наглядности – требует такого преподнесение материала, при котором понятие и представление учащихся становится более ясными и конкретными. В методических таблицах показаны наглядно все этапы учебного задания. Основные средства наглядности: схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры, модели из проволоки, оргстекла и картона, раскрывающие конструктивные особенности строения натуры; специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы, светотени, рисунки и таблицы методической последовательности работы, репродукции, кинофильм. Наилучшим средством наглядности является рисунок педагога на классной доске, на полях работы ученика, испровление ошибок в рисунке.
Принцип сознательности и активности – учитель должен постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе для активизации работы учащихся на уроках тематического рисования – читают сказки, декоративного – показывают слайды с цветами и насекомыми. На практике видно, что ученики плохо усваивают материал, если не участвуют в его объяснении. Активизировать детей можно различными вопросами.
Принцип систематичности и последовательности – соблюдается преемственность в ИЗО детей, последовательно усложняются учебные задания, достижение единства методов всестороннего развития личности, разработка рабочих и тематических планов, методических разработок. Не переходить к новому материалу, пока не усвоен старый.
Принцип доступности и посильности – требует от педагога точно установить степень сложности и глубины освещения учебного материала, чтобы сложность соответствовала возрасту
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.