logo search
169010_37BA5_shashkina_g_r_zernova_l_p_zimina_i

Глава VIII. Работа логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного дошкольного учреждения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Ребенок в самом раннем детстве и позже нуждается во внимании, сочувствии со стороны окружающих взрослых. Восточная мудрость гласит: отец выше ста учителей, а мать выше ста отцов.

Вряд ли кто будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают себе отчет в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми.

Причиной неуспеваемости, наряду с дефектами речи, нарушениями нервно-психической сферы детей, может быть социально-педагогическая запущенность в связи с неблагополучием в семье.

Одной из причин эмоциональной, сенсорной, социальной депривации детей может быть семейный алкоголизм или алкоголизм одного из родителей (Е.М.Мастюкова, Г.В.Грибанова, А.Г.Мос im53 ковкина, 1989). Авторы отмечают, что неблагоприятные условия воспитания в семье (пьющие родители) обусловливают замедленное формирование коммуникативной и познавательной активности детей.

Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается нами и в семьях, не склонных к злоупотреблению алкоголем. Часть родителей сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении престарелых бабушек и дедушек, не имеющих сил и возможностей уделить им достаточно времени.

Дети с педагогической запущенностью встречаются в семьях, где отсутствует один из родителей и создаются условия детской безнадзорности.

Педагогическая запущенность может иметь и другие причины, но во всех случаях, как неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимаются отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

При планировании прогноза коррекционной работы логопеда необходимо учитывать такие факторы, как:

-   роль отца и матери, бабушки и дедушки в воспитании ребенка;

-   тип семейного воспитания.

Известны типы неправильного воспитания. Один из них — гиперопека — выражается в необычайной привязанности к ребенку, в желании оберегать его от любых трудностей. Дети в таких семьях превращаются в объект восхищения. Воспитание ребенка как «кумира семьи» приводит к формированию у него характерных черт: эгоцентризма, установки на постоянную помощь и опеку, нелюбви к труду.

Противоположный тип неправильного семейного воспитания — гипоопека. Ребенок в таких семьях предоставлен сам себе, худший случай — эмоциональное отвержение ребенка, которое проявляется в открытой враждебности или чрезмерной требовательности. Одни родители объясняют, что «воспитывают у ребенка характер для выживания в современных условиях», другие не скрывают, что ребенок появился в результате незапланированной беременности. В таких условиях развитие интеллектуальных интересов и психологической деятельности в целом снижено. Черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Довольно часто встречаются семьи, в которых воспитание носит противоречивый характер. Одни члены семьи предъявляют к ребенку свои требования, а другие — свои. Иногда это происходит неосознанно, а иногда — намеренно. Ребенок становится объектом торга, например, в распавшейся семье.

В книге А. И. Захарова «Неврозы у детей и их лечение» выделено такое неправильное семейное воспитание, которое автор характеризует как воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

Родители в таких семьях пытаются осуществить через детей свои нереализованные планы, не осознавая, каким непосильным грузом становятся для детей их требования.

Смена воспитательных приемов, которая может произойти в результате изменений в жизни семьи, также может послужить фактором, нарушившим нормальное психическое развитие ребенка.

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

В дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы логопедов с родителями, которая включает в себя:

собрания;

консультации;

открытые занятия;

информационные выставки.

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Первое собрание проводится в конце мая, после комплектования логопедических групп медико-психолого-педагогической комиссией и ознакомления логопедов с медицинскими заключениями специалистов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой патологией.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

Поэтому родителям на первом собрании предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР (например, рекомендуется воспользоваться логопедическими тетрадями Т. А. Ткаченко).

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

На собрании родители получают задание: к первой индивидуальной беседе с логопедом, которая проводится в начале учебного года (в сентябре), подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременности, родов и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ анкет, которые заполняют при этом родители, позволяет логопеду более направленно вести индивидуальную работу с родителями.

По результатам анализа анкет логопед должен сделать выводы и выявить:

-  уровень и профиль образования родителей;

-  общий культурный уровень семьи;

-  состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

-  психологический микроклимат семьи;

-  уровень материальной обеспеченности;

-  жилищно-бытовые условия.

Данные анкет дополняются сведениями из бесед с родителями, в результате которых можно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, об особенностях воспитания ребенка, влияющих на его психологическое развитие, на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также умственных способностей.

Необходимо при анализе анкет учесть готовность родителей к сотрудничеству со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:

-   адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития;

-   степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

-   признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

В психопатологических исследованиях И.Ю.Левченко приводится социальная характеристика семьи.