3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста
Нами были разработаны и использованы анкеты, направленные на изучение особенностей взаимоотношений педагогов и детей и причин их нарушений. При разработке анкет мы исходили из того, что параметрами, характеризующими отношение детей к воспитателям и воспитателей к детям, являются их эмоциональные состояния.
Анкета для детей включает в себя как закрытые, так и открытые вопросы. Личные отношения детей к педагогам, по нашему мнению, в большей степени проявлялись в ответах детей: «нравится воспитательница». Страх перед воспитателем и наказания со стороны воспитателя, большое количество запретов, требований и ограничений, недостаток похвалы со стороны воспитателя отражают проблемы в личных взаимоотношениях детей и педагогов. Желание ребенка, чтобы работал тот или иной воспитатель, и желание рассказать о своих проблемах воспитателю также отражают личное отношение дошкольника (номера вопросов анкеты: 8, 9, 22, с 10 по 18). Деловые отношения детей и педагогов оценивались по ответам: «интересно на занятиях», «нравится на занятиях» и по предпочтению ребенком занятий с воспитателем и самого воспитателя (номера вопросов анкеты: 19, 23, 24, 25). Оценочные отношения отражались в ответах детей: «добрая», «кричит», «ругается», «она злится на нас в тихий час» и т. п.
- Исследование валидности некоторых проективных методик
- 3.2. Методика изучения самооценки
- 3.3. Изучение отношений и предпочтений в группе детей и подростков. Метод социометрии
- 3.4. Изучение взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста
- Анкета для детей
- Анкета для педагогов
- Глава 4
- 4.2. Семейный клуб как балинтовская группа
- 4.3. Особенности применения некоторых методов психотренинга
- 4.4. Тренинг общения для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста
- Программа тренинга уверенности в себе для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятия 6–8
- Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»
- Занятия 4–5
- Занятия 6–8
- Занятия 9–10
- Программа тренинга общения для подростков
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 15
- Примечания:
- 4.5. Использование игр для коррекции взаимоотношений со сверстниками детей разного возраста
- 4.6. Особенности проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении
- 4.7. Обучение психологической толерантности в процессе проведения коммуникативного тренинга
- 4.8. Влияние психологической коррекции на взаимоотношения педагогов и детей
- 4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения