Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
(ГС). Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Методика проведения занятий.
Учебный рисунок. Учебно-творческий рисунок (этюд). Методика организация выполнения заданий с натуры (рисунок, живопись, скульптура), по представлению (тематическая композиция), виды декоративного рисования (плакат, афиша, шрифт, эскизы орнаментов и изделий ДПИ).
Содержание занятий по ИЗО в школе, виды занятий, их сущность, учебно-воспитательные задачи
Программой по ИЗО в школе предусмотрены 4 основных вида работ – рисование с натуры, на тему, декоративное рисование, беседы об ИЗО, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Ведущим видом рисования по ИЗО является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, во время рисования с натуры у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления.
Содержание рисования на темы – изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование литературных произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Декоративное рисование развивает эстетический вкус, знакомит учащихся с ролью ДПИ в жизни и быту. Специфической особенностью ДПИ является декоративная переработка форм, изображаемых с натуры. При проведении работ необходимо помнить о двух методических положениях:
- необходимо следить за аккуратностью рисунка;
- следить чтобы в рисунке предметы не мельчились и не дробились , достигая целосности изображения.
В беседах по ИЗО преподаватель знакомит учащихся с произведениями ИЗО искусства, развивает эстетическое восприятие, художественный вкус. Учащиеся получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству. Программа предусматривает примерный перечень произведений для каждого класса, демонстрируются репродукции, фильмы, следует учитывать так же время года. Занятия на уроках рисование воспитывает художественный вкус.
Специфические методы обучения рисованию: метод отношений, метод сравнений, метод «визирования»; метод «модульной сетки»; метод «отвеса»; тактильный метод; метод «кадрирования»
Литература
Основная:
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003
Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. – М.: 1982.
Ростовцев, Н.Н. Методика изобразительного искусства в школе. – М.: 1982.
Художественно-педагогический словарь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480с. («Фундаментальный учебник»)
Дополнительная:
Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2004 – 232с.
Ли, Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005 – 480с.
Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика. – Ижевск, 1992 – 310 с.
Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2006.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов.: В 4 частях: Основы Рисунка. Основы живописи. Основы композиции. Художественный словарь.– Обнинск: ТИТУЛ, 1996. – 80с.
Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов. – М.: академический проект: Трикста, 2006 – 128с
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.
- Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Сущность процесса обучения
- Методы организации и осуществление ученой деятельности учеников.
- II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Принципы использования средств обучения
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- 1. Дидактическая подструктура:
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Методы формирования на сознание
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Мониторинг результативности теоретического обучения
- Виды тестов
- Преимущества нормативных тестов
- Недостатки нормативного тестирования
- Урок-осн. Форма организации обучения в школе
- 1. Методика обучения как отрасль педагогической науки. Предмет, цели, задачи и содержание методики.
- 2. Социальная природа развития художественного образования: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.
- 3. Система, методы и приемы обучения рисованию в Древнем мире.
- 4. Система, методы и приемы обучения рисованию в Средние века и в эпоху Возрождения.
- 8. Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.
- Требования к урОку
- Этапы подготовки к уроку
- Совершенствование современного урока
- Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Советы учителю
- Педагогический рисунок: классификация и методика его использованию на уроке изобразительного искусства.
- Оборудование, учебно-методическое оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе.
- Педагогическое проектирование: авторский урок, авторская программа, разработка методического пособия.
- Методы формирования художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (метод проектов, метод мозгового штурма, метод работы в команде и др.).
- Компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства. Методика их применения. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.
- Система профессионального художественно-педагогического образования. Цели, задачи, содержание на современном этапе учебного процесса.
- Учебное рисование на уроках изобразительного искусства в школе: виды, цели, задачи, содержание и методы обучения.
- 27. Беседы об искусстве на уроках изобразительного искусства и вне общеобразовательной школы: цели, задачи, формы и содержание.
- 28. Формы и требования к организации учебного процесса по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Основные документы работы учителя.
- Целостный педагогический процесс
- Подготовительный
- Этап реализации цели
- Формы организации процесса обучения.
- Урок вчера и сегодня: сравнительный анализ ( в основе – лекции м.М.Поташника, есть дополнения)
- Развитие, социализация, воспитание личности Развитие – это изменения , происходящие в личности под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Таксономия Образовательных Целей Блума (Традиционная)
- Измерение Когнитивных Процессов
- Измерение Знания
- Изобразительное искусство
- Методы стимулирования
- Методы педагогического исследования.
- Понятия о методах исследования.
- Метод наблюдений.
- Метод беседы и интервью.
- Метод анкетирования.
- Метод рейтинга.
- Метод педагогического эксперимента.
- Теоретические методы исследования.