7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
Интеграция принадлежит к числу дидактических принципов… Осознавая ее как ведущий принцип образовательного пространства можно предположить, что в современных условиях преподавание предметов, в том числе и предметов эстетического цикла переходят на качественно новый уровень. Интеграция представляется одним из перспективных инновационных приемов, способных решить многие из проблем современного предметно-разобщенного образования.
Самостоятельность, оторванность предметов друг от друга препятствует формирование целостной картины мира у учащихся. Предметная разобщенность является одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Изобразительное искусство как предмет объединяет в своем образовательном пространстве собственно изобразительное искусство и искусствоведение. У них разная ориентация языка: у первого художественно-образный в материале пластического, живописного и графического, у второго – рациональный язык науки. Сегодня это еще и история, культура народов мира…
Уровни интеграции могут быть различные от простейших ее форм – использование литературы для усиления эстетического восприятия действительности или произведения искусств, увидеть художественный образ и средства иного вида искусства, какие средства использует художник слова и художник линии пятна…сопоставление этих средств позволит более полно представить образ и передать его изобразительными средствами. Под воздействием чувств ребенок захочет и сможет перенести их на бумагу. Он изобразит не только предмет, но и отношение к нему, т.е. свое эмоционально-эстетическое отношение.
Проблема разработки внутрипредметного интеграционного механизма.
Принципы интегрированного художественного образования (концепция Б.П. Юсова)
Это опора на возможности живого, регионального, народного, национального искусства, возвышение их до уровня общечеловеческих художественных ценностей.
Соединение занятий искусством с географическими, климатическими, социальными и другими культурогенными факторами, которые всегда были связаны с развитием искусства.
Интегрированный полихудожественный подход, развитие внутренних, образных, духовных связей разных видов искусства.
Развитие разных видов детского творчества на занятиях даже отдельным видом искусства, тогда как сегодня дети творят только на занятиях изобразительного искусства, нет литературного, музыкального, хореографического творчества, кинодеятельности.
Соединение разных уровней осознания и выражения детьми своего понимания явлений искусства /движения, чувств, понятий, образов, мышления/.
Связи искусства с науками как двух сфер единого процесса открытий и творчества, человеческого духа /связь художественного и технического образа/.
Приобщение к духовным культурогенным Факторам истории человечества, бытованию искусства всех континентов со времен древнейших цивилизаций, где функции искусства отличались от современных.
Развитие вектора будущего - воображения, Фантазии, мечты. Культура - это не "память" и не только возрождение памяти нации и человечества. Искусство всегда создавалось во имя будущего, для совершенствования жизни людей, украшения городов, улучшения нравов. Это потом искусство становилось с веками памятником прошлого. Сегодня мы даем детям много искусства минувших эпох, немного современного и почти не формируем привычку заглядывать в будущее, думать о совершенствовании жизни людей.
Методические принципы интегрированных программ можно выразить в следующих нормах:
Духовное возвышение - напряжение, утончение духовных потребностей и интересов детей, их переживаний и нравственных помыслов - как высшая задача полихудожественного развития.
Действие, радость, увлечение работой, желание участвовать в общем деле, в коллективном предприятии.
Живое искусство - живое слово, живые краски, звуки, формы, ритмы, движения, а не только работа с пластинками, •репродукциями и текстами. Дети по возможности должны быть участниками живого формообразования - на их глазах, их руками, голосом, слышать живое звучание инструмента, живое пение, чтение учителя.
Простота средств осуществления: простые инструменты и доступные материалы, живое чтение, пение, простые костюмы.
Музыка и литература на уроке ИЗО
Литература и музыка, будучи видами искусства, обладают специфической художественной речью, которая способствует развитию художественно-образного мышления, побуждает детей к эстетическому восприятию действительности и произведений искусства
Место музыки и литературы на уроке ИЗО зависит от поставленной цели.
В начале урока с целью настроить детей на восприятие учебного материала, создать эмоциональный фон для эстетического восприятия действительности и произведений изобразительного искусства (музыка может звучать на перемене перед уроком).
В ходе показа зрительного ряда (слайдов, репродукций, видеофильма) с целью активизации эстетического и художественного восприятия и развития художественно-образного мышления.
В ходе анализа задания с целью раскрытия образа предмета или объекта изображения, обогащения представлений детей об объекте изображения.
В течении самостоятельной работы учащихся, если музыкальное или литературное произведение является предметом изображения (иллюстрирование), с целью удержания эмоционального настроя на должном уровне (о музыке).
В конце урока с целью организации эстетического восприятия результатов изобразительной деятельности. Например, при восприятии коллективного панно «Родные просторы» стихи Языкова:
Вижу чудное раздолье,
Вижу реки и леса -
Это все страна Россия,
Это родина моя.
Кроме того музыка помогает раскрыть понятие ритма в орнаменте, живописи и графике. Может быть использовано не только музыкальное произведение, но и «игра» на музыкальном инструменте. Например, игра на металлофоне во время анализа ритма, (в орнаменте ткани).
Успех воздействия музыки и литературы на ребенка зависит не только от соответствия фрагмента или произведения теме рисования и от места его в структуре урока, но и от возраста воспринимающего и от того, насколько сам учитель понимает художественную ценность (художественную речь) произведения и владеет способностью воспроизводить художественное произведение (литературное).
Требование к музыкальному ряду на уроках ИЗО:
качество записи, воспроизведения произведения;
достаточная громкость воспроизведения;
доступность восприятия музыкальной темы для детей определенного возраста;
законченность музыкального фрагмента.
Требование к поэтическому ряду на уроке ИЗО:
художественное качество воспроизведения поэзии;
доступность в восприятии содержания произведения;
смысловая завершенность литературного фрагмента и достаточность информации;
насыщенность информацией фрагмента: для иллюстрирования необходима высокая степень конкретности и характерных признаков объекта и явления, но для создания эстетического впечатления и художественного образа явления банальная конкретность приземляет образ, делает его статичным, а «картинку» - скучной; дефицит информации способствует активизации воображения подростков;
поэтический ряд должен обладать живописно-пластическим языком, что облегчает перевод словесного, вербального образа в образ изобразительный, визуальный.
Художественная проза, используемая в качестве объекта изображения – иллюстрирования, как правило выбирается из числа известных литературных произведений, из того , что изучается на уроках литературы. Урок иллюстрирования должен проводиться в блоке уроков, связанных с национальной культурой и эстетикой быта и костюма, изучением особенности рисования некоторых объектов композиции (кони, птицы, люди, архитектура и т.п.). Методика проведения уроков иллюстрирования.
Анализ литературного произведения: время и страна действия, содержание, жанр.
Анализ наиболее ярких «картинок действия» и язык перевода их в изображение: композиция, цвет, язык графики и др. Показ иллюстраций художников к этому произведению.
Постановка задачи, связанной с выбором сцены для иллюстрирования и языка выполнения иллюстрации.
Поиск композиции, линейный рисунок.
Поиск колорита или тоновых отношений в иллюстрации.
Основные требования к иллюстрации. Она должна:
передавать содержание литературного произведения;
нести печать времени и национальной культуры;
сохранять эмоциональный строй произведения, соответствовать жанру (трагедия, фарс, комедия и т.п.);
передавать реальность или фантастичность происходящего;
сохранять стиль времени написания произведения, учитывать авторский стиль художественной речи.
Пример поэтического ряда
Поэтический текст к образному восприятию живописных произведений к картине Куинджи «Лунная ночь над Днепром»
Лунная ночь
Ночь лунная упала над Днепром.
Спит все. Спокойна безмятежна,
Украинская ночь раскинулась безбрежно,
Купаясь в лунном свете за окном.
И ни души, ни шороха, ни всплеска.
Устало мельница застыла над рекой.
Спят хаты. Спит река в волшебном блеске,
Укрытая серебряной волной.
И не река, мерцает лунный путь.
Дорога в даль неведомо куда.
Слились со светом воздух и вода…
Так хочется забыться и шагнуть. (Т.Курбатова)
К картине Шишкина «Корабельная роща».
* * *
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим, смолистым ароматом,
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый … (И.Бунин)
Живописность языка поэзии
Синий вечер Синие дни
Вечер синий За окном синица: «Цвинь!
В небе синем День синь. День синь.»
Звезды синие зажег. Кругом и вправду – синий день
Ветви сыплют Синеет от деревьев тень.
Синий иней И синий воздух и снега,
На подсиненный снежок. И речка – синяя дуга.
За ветвями дом синеет, И даже солнце в небесах
Крытый синей ватою Плывет на синих парусах.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пес
Возле синей бутки.
Развитие умение видеть через язык литературных произведений и вобрать в свою память все необычное и прекрасное в окружающем мире. Открывать красоту окружающего мира поможет учителю слово.
Уровни интеграции могут быть различные от простейших ее форм – использование литературы для усиления эстетического восприятия действительности или произведения искусств, увидеть художественный образ и средства иного вида искусства, какие средства использует художник слова и художник линии пятна…сопоставление этих средств позволит более полно представить образ и передать его изобразительными средствами.
Под воздействием чувств ребенок захочет и сможет перенести их на бумагу. Он изобразит не только предмет, но и отношение к нему, т.е. свое эмоционально-эстетическое отношение.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна