logo search
Исследование адаптивного повед

4.9. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения

В управлении персоналом проблемное поле представляют не субъекты каждый по отдельности, а именно их взаимоотношения. Удовлетворенность взаимоотношениями является важным показателем социально-психологического климата (В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов, 1983). В дошкольном образовательном учреждении это взаимоотношения педагогов и детей, педагогов между собой и с администрацией, педагогов и родителей. Характер взаимоотношений заведующей детского сада с воспитателями и родителями распространяется на отношения взрослых с детьми и детей со сверстниками (Д. Р. Цанаева, 1990). Отношения руководства и подчинения являются фактором, оказывающим первостепенное воздействие на формирование и функционирование коллектива (Б. Д. Парыгин, 1969). В связи с этим важным является исследование системы взаимоотношений в дошкольном педагогическом коллективе.

Общепринятым является выделение двух линий взаимоотношений: отношения между равными по служебному положению (горизонтальные) и отношения между членами коллектива, занимающими различное положение (вертикальные). В дошкольном образовательном учреждении отношения между администрацией и педагогами, между педагогами и детьми можно рассматривать как вертикальные; педагогов между собой и детьми в группе — как горизонтальные. При этом в одном и другом срезе следует выделять два типа взаимоотношений в зависимости от того, с какими сторонами взаимодействующих личностей они связаны: деловые и личные отношения. Именно личные взаимоотношения при внешнем благополучии порождают не только моральное, но и психическое нездоровье. Взаимосвязь и взаимовлияние взаимоотношений по вертикали и по горизонтали предполагает и направленность психологической коррекции взаимоотношений одновременно по трем направлениям: педагоги, дети, родители.

В социальной психологии под взаимоотношениями понимается система взаимосвязей людей между собой, субъективные связи и отношения. Такое понимание понятия «взаимоотношения» не наполняет его смыслом, а требует уточнения. В связи с этим нам представляется более точным определение взаимоотношений как личностно значимого эмоционально-когнитивного отражения людьми друг друга, представляющего их внутреннее состояние (Я. Л. Коломинский, 1976). Именно внутреннее состояние отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию.

В. Н. Мясищев, подчеркивая двусторонний взаимный характер отношений субъектов, настаивал на правильном учете его в системе изучения и практики взаимоотношений. Взаимоотношения отличаются от отношений по параметру взаимности субъектов. Учет этого обстоятельства предполагает изучение отношений педагогов к детям и детей к педагогам; педагогов к родителям и родителей к педагогам; педагогов к заведующей и заведующей к педагогам. Педагог, являясь центральным звеном всей системы взаимоотношений в дошкольном образовательном учреждении, представляет ключевую фигуру в психологической коррекции.

В современных условиях социально-экономического кризиса происходит проверка каждого на устойчивость к стрессам. Проблема профессионального здоровья приобретает все большее значение. Отсутствие критериев отбора на педагогическую деятельность, неопределенные критерии профессионального здоровья педагогов делают уязвимыми прежде всего взаимоотношения педагогического персонала.

Проведенное нами обследование педагогов с различным стажем работы позволило выявить критические точки проявления доминантности, эмпатии и невротичности на рубеже 10–15 лет стажа работы (Е. Е. Алексеева, О. В. Шатровой). Учет этого обстоятельства позволяет осуществлять превентивные меры по сохранению психического здоровья педагогов. Ухудшение состояния нервной системы у педагогов вызывает снижение эмпатии, когда на сочувствие, сопереживание не остается эмоциональных сил. Эмпатия является важнейшей характеристикой, определяющей успешность взаимоотношений. Под эмпатией в литературе подразумевается способность понимать психические состояния других людей, сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другими. Выявленные низкие показатели эмпатии у женщин-педагогов соответствуют показателям эмпатии у мужчин (в норме). Женщины-педагоги, проявляя эмпатию в той степени, в которой ее проявляют мужчины, демонстрируют дошкольникам модель мужского, сдержанного в эмоциональных проявлениях поведения. При полном отсутствии мужчин в детских садах такое сдержанное проявление чувств женщинами-педагогами можно было бы рассматривать как компенсирующее недостаток мужского воспитания в семье. Однако при этом происходит искажение женского образа, что негативно отражается на полоролевой идентификации дошкольников. Да и на самих женщинах принятие мужской модели эмоционального выражения отражается негативно, приводя к нарушениям в эмоциональной сфере. Психологическая напряженность ведет к физической, вызывая целую серию психосоматических проявлений. Верный признак нарушений в эмоциональной сфере — энергетические зажимы (В. В. Бойко, 1996). Анализ мышечных зажимов, по В. Райху, у 41 студентки РГПУ им. А. И. Герцена показал, что у будущих педагогов наиболее выражены мышечные зажимы в сегментах мышц шеи и языка, грудном, диафрагмы, солнечного сплетения и мышц спины. Студенткам предлагалось оценить у себя наличие зажимов по шкале от 0 (полное отсутствие напряжение) до 10 баллов (очень сильное напряжение). Всем выраженным мышечным зажимам соответствует сдерживаемый гнев, отражая запрет на выражение отрицательных эмоций.

Нервно-психический дисбаланс личности педагога вызывает слабость, которая вынуждает занять позицию «над ребенком». Именно с этого начинается авторитарность. Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего подсознательно — в позах, жестах, мимике, интонациях голоса, вызывая нарушения в личных отношениях.

В дошкольных образовательных учреждениях создана уникальная ситуация воздействия на одну и ту же группу дошкольников двух воспитателей, выполняющих по отношению к ним идентичные функционально-ролевые обязанности. Проблема психологической совместимости в педагогическом коллективе разрабатывалась в работах А. С. Макаренко, Н. А. Березовина, Я. Л. Коломинского на примере школьных педагогических коллективов. А. Б. Николаевой (1987) был предложен принцип психологической дополнительности, который предполагает, что работающие с одной группой воспитатели по своим личностным качествам должны дополнять и компенсировать друг друга. В связи с этим важным является определение основных личностных качеств воспитателей, учет взаимодополнительности которых поможет в правильной расстановке педагогических кадров. Отсутствие ориентиров в этом вопросе сегодня осложняет работу администрации дошкольного учреждения. Недостаточная совместимость воспитателей группы негативно отражается на взаимоотношениях педагогов с детьми, вызывая ухудшение нервного состояния как детей, так и педагогов.

При подборе воспитателей для работы с одной группой детей необходимо учитывать:

1. Стили руководства, где неприемлемым является сочетание анархического и авторитарного стилей. Группа дошкольников в этом случае испытывает напряжение у строгой воспитательницы («мы у нее всегда слушаемся») и расслабляется у мягкого, все разрешающего педагога. Ситуация на первый взгляд приемлемая, дающая ребенку возможность расслабиться, является непростой, так как дошкольник приучается не только систематически соблюдать правила, но и систематически их нарушать. Систематическое нарушение правил не способствует становлению нравственных основ личности дошкольника.

2. Особенности темпераментов педагогов. Менее приемлемыми сочетаниями будут два воспитателя холерика или флегматика, которые объединенными усилиями создают непереносимые условия для противоположных по темпераменту детей. Сочетание педагогов холерика и флегматика создает конфликт на уровне физиологической совместимости.

3. Левополушарность обеих воспитательниц оборачивается излишним рационализмом, отсутствием непосредственности, спонтанности, игровой инициативы, интуиции. Правополушарные дети, в особенности мальчики, у таких левополушарных женщин-педагогов невротизируются.

История нашего общества в последние десятилетия убедительным образом показала, что «словесное» воспитание с помощью лозунгов, призывов пасует перед воспитательным воздействием практической жизни людей, когда оно опровергает истинность словесных формул. Вот почему в коллективных формах практической педагогической деятельности так много зависит от руководителя, когда он не только управляет, но и передает соучастникам деятельности свое к ней отношение, т. е. практически приобщает их к своим ценностям — нравственным, эстетическим, гражданским.

Реалии нашего времени требуют от руководителя выработки таких качеств личности, как доминантность, агрессивность, активность. Заведующая дошкольным учреждением несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за все, что происходит в детском саду. Облеченность властью, нагруженность ответственностью, необходимость бороться за выживание дошкольного учреждения вызывают у руководителя психопатизацию черт характера. Отсутствие гибкости во взаимодействии, использование авторитарной модели в отношениях с подчиненными препятствуют созданию благоприятного социально-психологического климата, который либо способствует, либо препятствует гармонизации отношений педагогического персонала.

Нами было обследовано 46 педагогов двух дошкольных учреждений, заведующие которых применяли демократический и авторитарный стили руководства. Использовался стандартизированный опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», представляющий собой модифицированный вариант методики А. И. Крупнова (1990).

При использовании авторитарного стиля руководства в коллективе складывался неблагоприятный психологический климат. Каждый третий педагог испытывал неудовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в педагогическом коллективе. Подавляющее большинство педагогов отмечали отсутствие в коллективе системы взаимной поддержки: 41% опрошенных высказывали сомнение по поводу системы взаимной поддержки; 52% опрошенных считали, что в коллективе нет традиции взаимной поддержки. Каждый второй педагог был неудовлетворен взаимоотношениями с администрацией детского сада. В педагогическом коллективе при авторитарном стиле руководства существовала большая оппозиционная группа, готовая к активным действиям.

Иная, благоприятная картина складывалась при демократическом стиле отношения заведующей к педагогическому коллективу, где высокую удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией высказывали 64% опрошенных (при авторитарном стиле отношения — 10% опрошенных). Высокую удовлетворенность отношениями внутри коллектива высказали 41% опрошенных; удовлетворенность — 47% опрошенных.

Само проведение данного опросника с последующим анализом и обсуждением как отдельно с руководителем, так и с педагогическим коллективом обладает психотерапевтическим воздействием. Усиление внимания к проблеме взаимоотношений способствует осознанию причин трудностей во взаимодействии, поиску путей оптимизации взаимоотношений как с коллективом, так и с детьми и родителями. Понимание влияния взаимоотношений в педагогическом коллективе на взаимоотношения с детьми и родителями помогает рассматривать руководство педагогическим коллективом как процесс постоянного педагогического общения, партнерского и уважительного. Развитие рефлексии, понимаемой как самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнера, является необходимым элементом психологической коррекции взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В области управления взаимоотношениями чаще всего наиболее эффективными оказываются именно косвенные воздействия (Н. А. Березо-вин, Я. Л. Коломинский, 1975). Важным этапом психологической коррекции в педагогическом коллективе является диагностика взаимоотношений воспитателя с детьми. В исследованиях, посвященных изучению отношений учащихся к учителю отмечаются трудности, связанные с разработкой адекватных экспериментальных приемов и с необходимостью соблюдения требований педагогического такта (Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, 1975). С учетом этого нами был использован следующий вопрос к детям: «Ты бы захотел, чтобы вместо (И.О. воспитателя) у тебя был другой воспитатель или нет?» (А. И. Захаров, 1998). Воспитателю задавался вопрос: «При переформировании группы или если бы группа формировалась по Вашему желанию, Вы бы хотели, чтобы (И.О. ребенка) ходил (а) в другую группу или нет?» Для изучения причин нарушения взаимоотношений педагогов и детей использовалась специальная анкета для воспитателей.

Аутосоциограмма, которая является методом психотерапевтического воздействия (L. Rossner, 1968), использовалась нами следующим образом: воспитателю предлагалось определить, кто из детей захотел бы, чтобы вместо (И.О. воспитателя) был другой воспитатель, а кто нет. Вопрос задавался поочередно в отношении каждого ребенка.

Чувствительность воспитателя к взаимоотношениям с детьми, наблюдательность являются необходимыми качествами для успешности педагогической деятельности.

Особенности характера личности и нервно-психического состояния воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения предопределяют поведение и взаимоотношения педагога с детьми. Мы использовали серию личностных и клинических опросников, применяемых в практике консультативной и психотерапевтической работы (А. И. Захаров, 1998). Собеседование после обработки результатов служило для беспристрастного анализа полученных данных со стороны психолога и имело психотерапевтическую направленность. Обязательным являлось соблюдение принципов профессионального собеседования: доброжелательность; заинтересованность; паритетность (коллегиальность); непредвзятость суждений (объективность); доступность (понятность, образность); убедительность (аргументированность); психологический и психотерапевтический аспект анализа (А. И. Захаров, 1998).

Анализируя проведенную работу по психологической коррекции взаимоотношений педагогического персонала в дошкольном образовательном учреждении, можно сделать следующие выводы:

1. Взаимосвязанность и взаимовлияние взаимоотношений педагогов, детей, родителей, администрации дошкольного образовательного учреждения требуют проведения комплексной психологической коррекции.

2. При подборе воспитателей для работы с одной группой детей в целях сохранения их психического здоровья необходимо учитывать сочетание стилей руководства, темперамента и полушарности педагогов. Доминантность, эмпатия, невротичность могут служить критериями оценки профессионального здоровья педагогов.

3. Диагностика взаимоотношений в педагогическом коллективе с последующим анализом, обсуждением, собеседованием способствует развитию рефлексии и обладает психотерапевтическим эффектом.

 В процессе игры одна из подушек может убираться. Тогда ведущий пытается занять одну из оставшихся. Ребенок, который не успел пересесть, становится водящим и тоже говорит фразу: «Я люблю вас всех, но особенно тех…». Игра приобретает еще более динамичный характер, появляется возможность для выхода отрицательного эмоционального напряжения.