logo search
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Составление расписания на неделю

Методика С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна (1979) является продуктивной для диагностики отношения уче­ника к конкретным учебным предметам и учению в целом.

Учащимся выдается лист бумаги, разделенный на семь частей, каждая из которых подписана днем недели.

Инструкция испытуемому

Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписания уроков. Пе­ред тобой лежит страничка из дневника такой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь писать любое количество уроков. Уроки можешь писать, как хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка полученных данных

У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в клас­се. Это расписание сравнивают с расписанием школы будущего, составленным каждым испытуемым. При этом выделяются те пред­меты, количество которых у испытуемого меньше или больше, чем в реальном расписании, и высчитывается процент несоответ­ствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом и, особенно, к отдельным предметам.

Цветной тест отношений (Эткинд, 1987)

Методика цветового теста отношений (ЦТО) разработана на основе восьми основных цветов М. Люшера и направлена на диаг­ностику значимых, эмоциональных отношений субъекта.

Первоначально определяется индивидуальный ранг каждого цвета по степени его предпочтения школьником — от I до VIII. Далее индивидуально каждому школьнику предъявляются поня­тия, которые он относит к одному из восьми предъявленных цве­тов. Мы разработали список понятий, охватывающий выделенные показатели мотивации учения.

Список понятий:

1. «Твой друг». 2. «Урок». 3. «Твой папа». 4. «Перемена». 5. «Учитель». 6. «Оценка "2"». 7. «Твоя учеба». 8. «Ты сам». 9. «Контрольная рабо­та». 10. «Твоя мама». 11. «Оценка "5"». 12. «Выполнение домашнего задания». 13. «Твое любимое занятие». 14. «Твой дом».

Заключительная процедура состоит в повторном определении ранга каждого цвета по степени его предпочтения школьником. При обработке прежде всего учитывается критерий достоверности полученных результатов: школьник должен отнести заведомо по­ложительное понятие — «отметка "5"» — к цвету высокого ранга и заведомо отрицательное — «отметка "2"» — к цвету низкого ранга. Далее сравниваются первичная и вторичная оценки школьниками ранга предпочтения каждого цвета и определяется его средний ранг.

Ранг цвета, к которому ребенок относит определенное поня­тие, свидетельствует об эмоциональном отношении к нему школь­ников. Причем, если школьник относит понятие к цвету, который по рангу занимает от I до IV места, то отношение школьника к данному понятию оценивается как положительное. Отношение школьника к понятиям с более низким рангом (V—VIII) оцени­вается как отрицательное. Каждое определенное понятие относит­ся к одному из четырех показателей мотивации учения. Получен­ные по каждому показателю данные соотносятся между собой, и делается общий вывод.