logo search
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом ко­торого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимо­понимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Да, здесь хорошо проявля­ются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поды­маясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром сво­его сердца дорогу другим.

Своеобразное видение коллектива через представленные образцы-символы, умение соотнести реальную жизнь уче­нического коллектива с эталонной «картинкой» — это важ­ная часть диагностики коллектива при помощи методики СКЭСА.

Самоаттестация коллектива обычно превращается в за­интересованный разговор, во время которого учащиеся об­суждают состояние дел в классе и определяют, на какой ступени развития коллектив находится. Далее они решают, как далеко их коллектив может продвинуться, и намечают, что и как нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Самоаттестация коллектива при помощи методики СКЭСА проводится по следующему плану:

  1. Вступительное слово ведущего.

  1. Общий заинтересованный разговор членов коллектива на тему «Кто мы? Какие мы?».

  1. Коллективное обсуждение на тему «Наша программа роста».

Для проведения самоаттестации необходимо выбрать подходящее, соответственным образом оформленное место. Тон и стиль разговора должен быть доверительным, откро­венным и принципиальным. Во вступительном слове веду­щий говорит о месте и значении коллектива в жизни каж­дого человека, об особенностях его становления, выделяет задачи самоаттестации, знакомит с описанием ступеней роста коллектива, объявляет порядок проведения разгово­ра.

Задача общего разговора на тему «Кто мы? Какие мы?» состоит в том, чтобы на основе детального анализа вдумчиво разобраться в особенностях своего коллектива, в результа­тах его деятельности, оценить участие каждого в обще­школьных делах. Ориентирами в таком разговоре могут стать специальные вопросы, подготовленные для самоатте­стации.

Выполняем ли мы всем классом полезное, нужное дело? По своей инициативе делаем это или по принуждению? Все ли достаточно внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все вместе, если кому-либо из нас плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Принимаем ли близко к сердцу их неудачи? Можно ли сказать, что наш класс отлично организован, что мы работаем, трудимся и учимся по принципу «Один — за всех, все — за одного»? Если да, то и чем это проявляется? Если нет, то почему это так? Достаточно ли хорошо мы понимаем друг друга? Умеем ли мы находить общий подход, вырабатывать общее мнение по важным для коллектива вопросам? Можем ли мы, готовы ли собрать свою волю, проявить настойчивость, принципиальность в трудные минуты?

Подобного рода «опросы помогают сосредоточить внима­ние ребят на жизни класса, сделать общий разговор о кол­лективе заинтересованным, содержательным, конкретным. Ведущий внимательно следит за высказываниями ребят, выделяет главное, отвечает на спорные высказывания, за­дает при необходимости дополнительные вопросы, направ­ляет разговор в нужное русло.

Обсуждение предложенных вопросов в конечном счете приходит к оценке состояния коллектива, делается общий вывод о том, на каком уровне развития он находится. При этом, естественно, возникают споры, высказываются раз­личные мнения. Сторонникам разных точек зрения дается возможность обсудить их. Окончательное решение о ступе­ни развития, на которой находится коллектив, принимается простым большинством голосов, обычно без формального голосования, хотя такое, вообще говоря, не исключается.

Определяя ступень развития коллектива, участники самоаттестации обсуждают его перспективу. Наиболее ценные предложения становятся программой развития коллектива. Сюда входят предложения, касающиеся эмо­ционального климата, стиля взаимоотношений, самоуправ­ления, а также различные дела, проведение которых долж­но сплотить коллектив. Обсуждение поступивших предло­жении, их ценности, реальности и целесообразности повышает активность школьников.

Здесь можно прибегнуть к специальному способу активизировать мысль учащихся, поиск оптимальных решений. Он заимствован из практики управления деятельностью творческих коллективов взрослых и получил название «брейнсторминг». Суть его в следующем. Ведущий разбива­ет группу, обсуждающую проблему, на две подгруппы. Одна из них должна быть более многочисленной. Это так начинаемые генераторы идей. Их задача состоит в том, что­бы, стимулируя творческую активность друг друга, выдви­нуть как можно больше различных идей и предложений, касающихся программы роста коллектива. На этом этапе работы принимаются любые предложения: обычные и странные, реальные и фантастичные, разумные и на первый взгляд абсурдные. Главное состоит в том, чтобы предложе­ний в начале дискуссии было как можно больше.

На следующем этапе в дело включается вторая часть группы, так называемые критики. Они начинают работать после того, как завершили свое дело генераторы идей. Критики подробно рассматривают предложенные идеи: отсеивают непригодные, намечают спорные, принимают наи­более интересные, ценные и практически реализуемые. Затем настает очередь обсуждения спорных.

В итоге составляется набор интересных коллективу начинаний, осуществление которых поможет ребятам сде­лать свой коллектив более зрелым.

Методика самооценки ученического коллектива через эмоционально-символическую аналогию (СКЭСА) позволяет наметить вполне реальные и достижимые перспективы его роста. Это очень важно для практической психолого-педагогической работы с коллек­тивом. Не менее существенно и то, что перспективы роста коллектива намечают и принимают сами учащиеся. Поэтому они лично заинтересованы в том, чтобы реализовать наме­ченное. Методика СКЭСА доступна детям разных возрастов, от младших до старших школьников, что также относится к числу ее достоинств.