logo search
Программа ГИА 2011, 409 гр

Тема 1. Теоретические основы психологии обучения.

Основные понятия психологической теории учебной деятельности: учебная деятельность, обучение, учение, обучаемость, обученность, развитие.

Психологическая структура учебной деятельности: учебная мотивация; учебная задача; учебные действия; действия контроля; действия оценки. Овладение учебной деятельностью (формирование у ребенка умения учиться) – центральная задача возраста.

Познавательные и социальные мотивы учения младших школьников. Познавательные мотивы: связанные с содержанием и с процессом учебной деятельности. Социальные мотивы: долг, ответственность; получение образования; благополучие, достижение успеха; избегание неудачи. Оценка как ведущий мотив учения в младшем школьном возрасте. .Динамика мотивационной сферы от первого к четвертому классу: снижение учебной мотивации, развитие мотивации достижения (достижения успеха или избегания неудачи), появление престижной и компенсаторной мотивации. Влияние учебных успехов на динамику мотивации.

Психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков в теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Этапы формирования умственных действий: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) формирование ориентировочной основы действия; 3) выполнение действия во внешнем практическом плане с опорой на реальные предметы; 4) выполнение действия с опорой на проговаривание вслух; 5) выполнение действия с опорой на проговаривание про себя; 6) умственное действие (без опоры на внешние или речевые ориентиры). Построение методик обучения в соответствии с психологическими закономерностями усвоения ЗУН.

Оценка и отметка. Психологические принципы оценивания: объективность; систематичность; аргументированность; доброжелательность; оценка не личности ребенка, а результатов его работы; сравнение не с другими детьми, а с самим собой; сочетание положительной оценки с негативной; сочетание вербальных и невербальных способов оценивания и т.д. Роль педагогической оценки в формировании личности ученика.